122  

Лёля. Июль, 1999

– Пей, пей, – сказала баба Дуня, одобрительно кивая на стопочку. – Это же не водка, это божьи слезки. Что, думаешь, я сама пьяница и тебя спаиваю? Да нет уж, кто гонит, тот не пьет, а кто пьет – не гонит.

Лёля улыбнулась, лениво хрумкая огурцом. Вот уже полдня она только и делала, что ела. Этот хмельной запах, неуловимо витавший в воздухе, мало того, что опьянял, – навевал аппетит. Вот Лёля и жевала, и дремала поочередно, а иногда делала то и другое одновременно. Какие-то вещи и впрямь могли бы ей только пригрезиться, она даже и вообразить не могла, чтобы такое случалось наяву! Вот, например, смазывание головы сливочным маслом перед тем, как причесать волосы… С другой стороны, этот колтун иначе не разодрать, как пояснила баба Дуня. Даже образовавшийся «бутерброд» она расчесывала деревянным гребнем не меньше часу! Волосы у Лёли были тонкие, пышные, вьющиеся, а за те несколько суток, когда у нее не было расчески, она окончательно утратила над ними власть. Иногда даже посещали страхи: не придется ли стричься чуть не наголо? Конечно, главное – вернуться домой, ради этого не только с «девичьей красой» расстанешься, но как задумаешься, жалко это великолепие – предмет зависти всех Лёлиных подруг! Поэтому она покорно снесла и смазывание, и расчесывание. Кстати, больно почти не было. Уж не отсюда ли взялось выражение «как по маслу»?.. Потом Лёлина голова (вместе с телом) была намыта в корыте – сначала взбитым яйцом, затем сполоснута загадочным щелоком, который оказался всего-навсего прокипяченной золой. Вообще, все это утро прошло в этнографических открытиях: мыться не в ванне, не в тазу даже, а в деревянном корыте, воду греть не на печке, а в ней, и не в кастрюлях, а в чугунах… Впрочем, как поняла вскоре Лёля, происходило все это не потому, что баба Дуня задумала устроить у себя дома этакий музей народного быта, а из-за крайней бедности.

Бабушка с внучком, похоже, еле-еле сводили концы с концами, а жили только произрастаниями собственного огорода и тем, что давала коровенка. Хотя у бабы Дуни имелся побочный заработок, и вроде бы не из плохих. Она была самогонщицей.

При этом слове в Лёлиной голове вдруг словно бы компьютерный «мастер подсказок» сработал: выскочила справка из Даля. «Самогон, – вспомнила она, – добыча зверя погоней охотника на ногах и лыжах». Вот так-то! На ногах и лыжах, но не собаками и не верхом! Одним из самых известных в истории самогонщиков был, между прочим, Пушкин.

Демонстрировать эрудицию Лёля, однако, не стала. Вряд ли баба Дуня поверит ей и Далю. Для нее куда более родным и привычным было объяснение из словаря Ожегова: «Самогон – алкогольный напиток кустарного приготовления из хлеба».


Баба Дуня была потомственной самогонщицей: гнала ее мать, гнала бабка, корни винокурения уходили во времена незапамятные. На тайные денежки ее семья обжилась и жила исправно, однако вскоре одна за другой пошли неприятности. Начались они с того, что дочка уехала в город – учиться на врача. Училась она на родительские денежки, конечно. Почему-то городская жизнь оказалась необычайно дорогой! У бабы Дуни это вызывало смутные подозрения, и не напрасно: однажды дочка появилась вся зареванная, держа на руках младенчика, прижитого незаконно, и сообщила, что отец его жениться обещал, а потом раздумал: ты-де бесприданница! Это слово было бабе Дуне вполне понятно. Сама, выходит, виновата, мало работала, коль не заработала дочке на приданое, соответствующее городским требованиям!

Поголосив над обоими сиротинушками и при этом порадовавшись, что старик помер и не видит, каково солоно пришлось единственной и любимой доченьке, баба Дуня оставила внука у себя, а дочку опять отпустила в город – устраивать свою судьбу. На это требовалось еще больше средств, чем прежде: городской жених разборчив, к нему особый подход нужен! Итак, снова деньги косяком шли из дому, а тем временем хозяйство ветшало. Дело в том, что баба Дуня свято блюла чистоту ремесла и никогда не позволяла себе идти на постыдные ухищрения, подобно своим конкурентам. Те не гнушались сокращать срок выдержки браги, подогревая ее, чтобы бродила шибче, или дополнительно заправляя томатной пастой – в тех же целях. У умных людей сырье в таких условиях доходило не за неделю, как положено, а за четыре дня. Ну а если покажется, будто крепость не та, можно варево чем-то сдобрить. В Лесной особенно полюбился в этом качестве куриный помет. Нет слов, подванивает зелье, так ведь самогон – не духи! А зело заборист напиток выходит…

  122  
×
×