104  

— Нет! Мамкин сын. А все ж Леонтия кровь, не оставлю его!

В 1816 году 12?летний Александр был отправлен в Москву на учебу в «модный пансион», а с 1820 года он стал вольным слушателем словесного факультета Московского университета. Там он и начал писать стихи (ага, кровь Леонтия, вернее, Николая Еремеевича Струйского дала?таки себя знать!), в одном из которых отзывался о месте своего рождения так:


  • Быть может, в Пензе городишка
  • Несноснее Саранска нет,
  • Под ним есть малое селишко,
  • И там мой друг увидел свет.

Поэма «Сашка», из которой взяты эти строки, являла собой образчик столь бесстыдного и отъявленного распутства, что Полежаев однажды средь ночи были привезен в Зимний дворец и поставлен пред светлы очи императора Николая I. Устремив на юного охальника свой знаменитый «взгляд василиска», император заявил, что заразу распутства намерен искоренить, и отправил Полежаева на Кавказ в военную службу… Чем оказал, кстати сказать, будущему поэту немалую услугу, ибо служил он под началом генерала Вельяминова столь успешно, что ему был со временем памятник воздвигнут за редкостную доблесть и отвагу! Правда, в последующие времена памятник сей разрушили…

А жизнь свою Полежаев разрушил сам. Как ни странно, будучи опальным, ссыльным, разжалованным, он не только много писал, но и много печатался. И кабы не лежала в нем пагубная страсть к самоуничтожению, мог бы много преуспеть. Однако спился и умер от чахотки в состоянии совершенно диком!

Странно… странно! Совпадения на свете бывают совершенно диковинные. Стихи Полежаева очень ценил некий поэт позднейших – советских! – времен по имени Николай Александрович Заболоцкий. Однако из всего сонма «диких строк», на которые щедра была лира Полежаева, он выбирал для частого цитирования самые нежные, посвященные Екатерине Ивановне Бибиковой… У нее были чудесные черные глаза, Полежаеву казалось, что душа Катеньки взывает к нему при каждом взгляде:


  • Лобзай меня, певец осиротелый,
  • как мотылек лелеют поутру.
  • Люби меня, как милую сестру.
  • И снова я и к небу и к добру
  • направлю твой рассудок омертвелый.
  • Смертельный яд любви неотразимой
  • меня терзал и медленно губил.
  • Мне снова мир, как прежде, опостыл.
  • Быть может… нет, мой час уже пробил,
  • ужасный час, ничем не отвратимый.

Откуда перенял, от кого унаследовал безумный, яростный, жестокий Полежаев эту нотку щемящей нежности, которая вдруг пробилась сквозь нестройное сонмище исторгаемых им звуков? Может быть, от некой Александры Петровны Струйской, родства с которой он не помнил?..

Кстати, Катенька Бибикова была очень недурная художница, и самый лучший портрет неистового Полежаева принадлежал именно ее кисти.

Копия этого портрета какое?то время имелась у Заболоцкого, потом пропала. А еще он всюду возил с собой (даже во времена самые тяжелые, даже во времена своей дальневосточной ссылки) репродукцию одного портрета кисти Федора Рокотова. Конечно, в странствиях репродукция затерялась, но не могла угаснуть память о красоте, о любви, о вдохновении, о тайне, о которой Заболоцкий, может быть, и не знал ничего, но о которой догадывался так безошибочно, как может догадываться только вещее сердце истинного поэта, отыскав разгадку на самом дне своей души:


  • Любите живопись, поэты!
  • Лишь ей, единственной, дано
  • Души изменчивой приметы
  • Переносить на полотно.
  • Ты помнишь, как из тьмы былого,
  • Едва закутана в атлас,
  • С портрета Рокотова снова
  • Смотрела Струйская на нас?
  • Ее глаза – как два тумана,
  • Полуулыбка, полуплач,
  • Ее глаза – как два обмана,
  • Покрытых мглою неудач.
  • Соединенье двух загадок,
  • Полувосторг, полуиспуг,
  • Безумной нежности припадок,
  • Предвосхищенье смертных мук.
  • Когда потемки наступают
  • И приближается гроза,
  • Со дна души моей мерцают
  • Ее прекрасные глаза.

Термоядерная Гала

(Сальвадор Дали – Елена Дьяконова)


Телеграмму принесли чуть свет, но она уже давно не спала. Сердце разрывалось от тревоги. Всю ночь, всю ночь однообразно, как биение маятника, в мыслях стучало: «Где он… ну где он?!»

На самом?то деле больше всего ее волновало – с кем он.

Но стоило себе признаться, что думает она только о каких?нибудь пышно?розовых телесах, в колыхании которых сейчас утопает его смуглое, сильное, поджарое тело, как у нее начинало першить в горле, и она начинала просто задыхаться от ревности. Помнится, такое уже было однажды. Ее великий и знаменитый муж тогда принимал в Нью?Йорке русского журналиста. Она была против, ну и правильно! Как погано тот описал увиденную сцену: «Великий художник сидел в глубине холла… Справа от него расположились две ослепительные девицы рубенсовского телосложения, почти голые и неотразимые… На обеих были надеты ошейники из черного бархата, а поводки их позолоченных цепочек держал в своих руках художник, изредка позвякивая ими. Девицы отвечали на эти звуки громким здоровым хохотом.

  104  
×
×