124  

В третий раз его зарыли еще глубже и насторожились: теперь-то что будет?!

А в том, что что-то будет, уже никто не сомневался.

– Эх, видно, не простой он был человек, ежели земля его тела не принимает! – начал судачить люд. – Он сущий колдун. Небось у лопарей [75] колдовать учился: они, лопари, такое средство знают, что сами себя убить велят, а потом оживут.

– Димитрий в Польше бесам душу продал и написал расписку, – уверяли иные знатоки. – Бесы обещали его царем сделать, а он обещал от Бога отступиться. Вот они и чудесят теперь.

– А не сам ли он бес? – задумывались другие. – Явился в человечьем обличье, дабы смущать христиан и творить себе смех и забаву с теми, кто пошатнется в нашей истинной вере.

– Да он мертвец, некогда живший, а потом оживленный бесами! И еще раз оживет, вот увидите! – клялись третьи.

И все единогласно, досужая чернь и власти, сходились во мнении: пока не будет тело расстриги уничтожено, не избыть беды на Москве.

Теперь вырыли злополучный труп уже по приказу властей. Провезли через всю Москву и за Серпуховскими воротами развели огромный костер, в который его и бросили. Место это называлось Котлы, а развели огонь в том самом срубе, на основе которого Димитрий строил потешную воинскую крепость.

Сруб горел исправно, а вот мертвое тело…

Первый раз бросили его в огонь – только руки и ноги обгорели, само же тело осталось нетронуто. Василий Шуйский – к тому времени уже не князь, а царь! – повелел тело изрубить в куски и эти-то куски сжечь. Теперь они сгорели.

Собрали пепел, всыпали в пушку и выстрелили из этой пушки на закатную сторону – туда, откуда пришел когда-то Димитрий.

На запад. В сторону Польши. Чтоб никогда не возвращался больше, так и оставался бы навеки in tenebris [76].

Эпилог

19 мая 1606 года, еще когда тело Димитрия лежало на Красной площади и подвергалось глумлению черни, вождь этой черни, князь Василий Иванович Шуйский, был призван на царство. Хотел на трон сесть, а вышло, что не с чем: Мишка Молчанов, друг и наперсник царя Димитрия, бежал в Польшу вместе со скипетром и короною.

Пришлось измудрить новые предметы царского достоинства. Однако на этом заботы Шуйского об укреплении своей власти не закончились.

12 июня привезли в Москву мощи Димитрия Углицкого, убитого двадцать лет назад. С торжественными обрядами их поставили в Архангельском соборе, где от веку погребались все московские цари.

Труп семи-восьмилетнего ребенка имел нетленный, а проще сказать, свежий вид. Это произвело на простодушную нацию огромное впечатление. Через некоторое время некий мужик сознался, что он за крупную сумму согласился продать труп своего недавно умершего сына властям, а вскоре увидел его во гробе Димитрия. Таким образом, в этой истории свершилась еще одна – третья – подмена. Но не последняя…

Труп оказался истинным чудесником, и когда к нему подвели человека, коему незадолго до этого велено было притвориться слепым, то, коснувшись гроба со «святыми мощами», он немедленно прозрел, что вовсе не должно показаться странным. А вот десятки калек, которые ползли ко гробу за исцелением, так его и не обрели. Какой-то человек вовсе умер, лишь коснулся гроба. Его выволокли из церкви, а народу объявили, что так будет со всяким, кто не имеет довольно веры в святые мощи.

С той поры желающих приложиться к ним резко поубавилось.

Однако Шуйскому одного «Димитрия» для укрепления своего престола было мало. Он пожелал оказать почести другому участнику угличской истории – самому Борису Годунову! Гробы Бориса, его жены и сына были вырыты с бедного кладбища Варсонофьевского монастыря и с царственным великолепием перевезены в Троицкий монастырь. Для участия в процессии была спешно привезена из Белозера инокиня Ольга, в миру Ксения Годунова. Бледная, изможденная, словно только восстала от тяжелой болезни, она молча прошла за гробами и только в церкви вдруг, словно лишившись рассудка, принялась вопиять о своей горькой доле, приведшей ее от трона в монастырскую келью.

Тотчас после погребения сестру Ольгу заточили в Троицкий монастырь. Она более никогда не вернулась в Белозеро и не встретилась с Дарией.

Юрий Мнишек скоро оправился после смерти зятя и рассудил, что, поскольку дочь его теперь свободна, почему бы ей все-таки не стать царицей, не сделаться женой овдовевшего к тому времени Шуйского? И короновать ее вновь не надо будет… Но у Шуйского были свои планы. Марина его не интересовала. Однако именно эти два человека так или иначе ввергли Русское государство в страшную Смуту, продолжавшуюся несколько лет и сгубившую их обоих.


  124  
×
×