61  

Его дала школе сама жизнь.

…Он до сих пор прекрасно помнит тот яркий апрель 1985 года, когда ему пришел вызов с грифом «Совершенно секретно», уведомляющий его о том, что в результате строгого отбора он зачислен в спецгруппу под кодовым наименованием «Капелла» и обязан явиться в указанное время в кабинет начальника высшей школы ГРУ.

Он ни разу не был в этой огромной пятиугольной комнате с портретом Ленина на одной стене и строгой картой Советского Союза на другой. Он только однажды мельком видал хозяина этого мрачного пустынного кабинета — невзрачного серого человечка в неброском сером же костюме мышиного оттенка, в остро поблескивающих золотых очках и с поросшим смешным цыплячьим пухом затылком. О нем он знал только то, что невзрачный серый человечек был генералом контрразведки и кандидатом в члены Политбюро ЦК.

А еще он понял, что этот человек видит насквозь любого и еще на полметра под ним. Понял в тот момент, когда бесцветные глазки властелина «академии» впились в его собственные беспокойные темно-серые глаза, а куратор третьего курса академии генерал-майор Ермаков наклонился к уху человека в мышиного цвета костюме и что-то негромко произнес.

Тот взглянул на Владимира еще раз, бесцветные глазки чуть сощурились и вспыхнули, и глава школы перевел взгляд на следующего курсанта.

Их было восемнадцать, этих тщательно отобранных курсантов для группы «Капелла». Но ни на одном из них человек в сером не остановил взгляд с таким вниманием, как на нем, Владимире. Ни о ком из них генерал Ермаков не нашептывал на ухо своему шефу, кроме как о нем, Владимире.

И ни на ком взгляд этих пронзительных бесцветных инквизиторских глаз не останавливался дважды.

Только на нем, Владимире.

Группу «Капелла» возглавил кадровый офицер ГРУ полковник Платонов.

Курс обучения был огромен, он включал в себя восемнадцать основных мини-курсов: среди них стрелковая подготовка по особой методике, рукопашный бой с элементами того или иного стиля единоборства, психофизический тренинг, порой включающий в себя употребление психотропных препаратов и сильнейших стимуляторов, наука маскировки вплоть до тщательного уподобления мимикрии в животном мире, многое другое. Помимо этого — десятки более мелких, но не, менее важных подкурсов — например, по языковой подготовке, начатой еще на общем курсе (здесь предполагалась стажировка в среде непосредственных носителей того или иного языка), наличествовал даже приличный курс актерского мастерства, вел который настоящий профессионал, заслуженный артист СССР и по совместительству работник спецслужб.

Надо сказать, это был один из немногих курсов, искренне нравившихся Свиридову, и он достиг здесь наилучших успехов во всей группе.

Общая же программа обучения была настолько разнообразна и насыщена, что одно механическое перечисление нормативных и полуфакультативных курсов заняло бы около полусотни страниц мелкого печатного текста не для подслеповатых глаз. Впрочем, подслеповатым глазам и не полагалось касаться взглядом этих листов под грифом «Совершенно секретно» — людей с дефектами зрения в группе «Капелла» не было.

Уже через месяц Свиридов скорее интуитивно понял и осознал то, что многие понимали лишь к исходу обучения в «Капелле», а именно то, к о г о из них готовили.

Ведь не могло быть случайным то, что сюда подбирались своеобразные, «отморозки» — парни, потерявшие отца и мать, переставшие существовать для кого бы то ни было, утратившие веру во все нетленные и вечные ценности — любовь, жалость, надежду. Радость простого человеческого счастья. Утрачивающие со временем даже чувство боли и разочарования.

Многие уже приходили сюда такими.

Многих такими делали. Ведь недаром на занятиях по этике и философии им напрочь забывали говорить о Марксе, Фейербахе, Ленине, наконец. На первый план выходили гении иррационализма — Фридрих Ницше, Артур Шопенгауэр, отец экзистенциализма Кьеркегор, знаменитые психологи Ясперс и Юнг. В донельзя переиначенном виде, однобоко выпячивающем человеконенавистническую сторону творчества этих философов.

Усиленно преподавался Чезаре Ломброзо, наконец, как родоначальник антропологической криминологии, которому с легкой руки руководителя курса профессора Климовского прищучили взгляд на человека как на носителя так называемых злокачественных антропологических стигматов. То есть несчастным курсантам преподнесли человека как итог противоестественной и жуткой мутации обыкновенного орангутанга, а не как венец эволюции, разворачивающейся по дарвиновской рецептуре.

  61  
×
×