50  

Поляков упрекали: дескать, воевода сендомирский со своей дочерью принимали непомерные подарки от самозванца, и пан Мнишек готов был принимать еще, а также сделаться владетелем многих русских земель.

На это послы могли только ответить, что никакому жениху не возбраняется делать подарки невесте, и никто не в силах осудить отца за то, что он заботится о благе своей дочери и мечтает выдать ее замуж повыгоднее.

Да, Гонсевский и Олесницкий могли гордиться собой при этом разговоре с московитами, ибо они опровергали многие нападки очень ловко и искусно. Так, например, когда бояре заявили, что инокиня Марфа, бывшая царица Марья Нагая, признала сыном Гришку Отрепьева потому, что он грозил ей смертью, паны заметили, что это невозможно: если б он убил ее за то, что она не хотела признать его сыном, то тем самым показал бы всем, что он не истинный Димитрий, а самозванец. «А теперь, – храбро присовокупил Гонсевский, обращаясь к Шуйскому, – вы держите ее в руках, в неволе, делаете с нею все, что хотите, вот она и говорит по вашему указанию то, что вам угодно слышать».

Относительно обвинения короля Сигизмунда и прочих польских панов в том, что они хотели искоренить в Московском государстве православную веру, послы уверяли, что во многих польских владениях греческая вера остается ненарушима, а сам папа в Италии дозволяет строить церкви, где совершается богослужение по греческому образцу. А также послы не преминули добавить (не без изрядной доли ехидства!), что в Польше духовенство греко-русской веры пользуется гораздо большими правами, чем в Московском государстве, ведь польский король не смеет лишить сана митрополита и епископа русской церкви, а в Московии цари по своему произволу сменяют и назначают своих архиереев.

Словом, послам Гонсевскому и Олесницкому было о чем рассказать и чем возгордиться. Беда в том, что они повествовали о своих словесных подвигах не единожды, а многажды. По первому разу Марина выслушала это с интересом, затем интерес ее начал вянуть, а скоро она просто не могла слышать раскатистую, вальяжную речь Гонсевского и чуть картавую скороговорку Олесницкого.

Однако напрасно молодая женщина надеялась, будто, оставшись наедине с собой, тотчас отдастся мыслям. Ничуть не бывало. Медленно, чтобы не слишком опережать карету, трусила она обочь дороги, покачивалась в седле, любовалась июльским разноцветьем, провожала взором окрестности, которые скорее всего больше никогда не увидит, а мысли витали Бог весть где, только не там, где им следовало быть. Не в Тушине!

Воевода сендомирский твердо пообещал дочери, что и он, и Димитрий найдут способ отделаться от московского охранения, дабы разлученные супруги могли воссоединиться.

Прошел не один час, прежде чем Марина поняла, что она просто боится думать о встрече с Димитрием.

За время, прошедшее после встречи с загадочной ярославской гадалкою, Марина не раз взлетала к вершинам надежд и падала в бездны безнадежности и неверия. Она знала, что Димитрий (вернее, человек, называвший себя этим именем) по-прежнему состоит в переписке с воеводою сендомирским, а также с ее матерью, оставшейся в Самборе: со своей тещей. Писал он и Марине – нежные, исполненные любви и возвышенных чувств письма. Эти послания не способны были ни развеять сомнений Марины, ни усилить их, ибо почерка своего супруга она не знала: все письма Димитрия и раньше, и теперь были писаны секретарями. Благодаря отцу Марина была осведомлена о каждом шаге своего названого супруга к возвращению отнятого у него престола. Его признавало все больше народу. В числе этих признавших был, между прочим, князь Адам Вишневецкий, свойственник Марины по сестре Урсуле: та была замужем за братом Адама, Константином. Константин Вишневецкий сослан в Кострому; ну, надо надеяться, теперь его тоже отправят в Польшу, да и всех прочих самборских и краковских дворян, рассеянных Шуйским по русским городам. Да, нынче небось царь Василий жалеет, что задержал поляков в России. Ведь ради их освобождения присоединилось к воскресшему Димитрию польское войско Рожинского, Меховецкого, да и прочие силы, вновь и вновь прибывающие из Польского королевства! А не останется в России пленных шляхтичей – можно будет затевать переговоры с королем Сигизмундом и воздействовать на шалых воинов посредством королевской власти, требовать их немедленного удаления из России. А впрочем, у Димитрия и без поляков достаточные силы. Три тысячи запорожцев, пять тысяч донцов и население всех тех областей, где уже принимали его за истинного царя и отрекались от Шуйского.

  50  
×
×