55  

Сделав выводы из собственной ошибки, Мишка приспособился стрелять в глинистый береговой откос, прикрепляя к нему, в качестве мишеней, опавшие листья. Дело, было, пошло на лад, но тут он потерял второй болт, еще глупее, чем первый. Просто-напросто, случайно нажал на спуск, когда самострел был направлен в сторону реки.

В общем, настроение было подстать погоде.

С Нинеей, вроде бы такой ласковой и внимательной, тоже никак не удавалось поговорить на интересующие темы. Она либо вообще уходила от ответа, либо разговор начинал принимать весьма рискованный для Мишки оборот.

- Баба Нинея, а куда вся скотина из села подевалась? И поля все сжаты, и огороды убраны.

- Так вон же: ледник мясом забит, амбар зерном полон, и другого всего запасено - не на один год хватит.

- Но ты же одна не могла все это сделать?

- Свет не без добрых людей.

- Ты меня единственного крестильным именем называешь, а не родовым. Почему?

- А нет его у тебя… Вернее есть, но не такое, как у всех. Я попробовала узнать, да не разобрала.

- Ну что ты, баба Нинея, у моего отца сначала две девочки родились, а он все сына ждал, поэтому, когда я родился, он меня Жданом и назвал.

- Нет, не чувствуешь ты себя Жданом. Ты сам для себя Михайла, а когда вглубь себя заглядываешь, где и есть место родовому имени, ты себя опять Михайлой ощущаешь, только каким-то другим. Не понимаешь?

- Не понимаю.

- Тебя в честь кого Михаилом крестили?

- В честь Святителя Михаила Митрополита Киевского.

- Он кем был?

- Первым Митрополитом на Руси.

- Да нет, из какого племени?

- Болгарином был.

- Вот смотри: болгарин - человек чужого племени…

- Но болгары - тоже славяне!

- Не перебивай! Во-первых, болгары ближние родственники не нам, а булгарам, что на Каме живут. Они только язык и обычаи переняли, а кровь другая, хоть со славянской и перемешанная. Во-вторых, у них давно уже царство, наподобие греческого, то есть, и обычаи они покорежили. В третьих, у них вера греческая, то есть, они и веру пращуров отринули, что славянских, что булгарских. Что там от истинных славян осталось?

- Но язык-то один?

- Язык у нас и с чехами и с ляхами один, а ты их своими считаешь?

- Так они латинскую веру приняли! Ну ладно, не только в этом дело. Нет, не считаю.

- А чем болгары лучше? Перебил ты меня… Что ж я хотела-то?… Да! Михаил! Чужой нам человек принес нам чужую веру. А про то, что у христиан большая часть не своя, а ворованная, я тебе уже говорила. Так вот: сам чужой, веру принес чужую, а мы должны от всей своей прежней жизни отказаться и жить так, как он нам укажет. Да еще не своим умом укажет, а так, как ему из Царьграда велят. А кто не согласен, тех - огнем и мечом. Ты себя таким Михаилом видишь?

- Н-нет, пожалуй. Как-то у тебя, баба Нинея все выходит… Полтора века уже прошло, неужели за это время не погнали бы христиан, если бы их вера в народе не прижилась?

- Да не о том я! Ты себя ощущаешь тем, кто пришел диким людям указывать: как надо жить, а как нет? Славян дикарями считаешь? Ну не всех, так хоть тех, кто крест не принял. Считаешь дикарями?

- Нет, конечно!

- А он считал! По его наущению княжий родич Добрыня приказал Новгород поджечь, когда туда попов не захотели пускать. Так со своими поступают? Вот ты бы мою деревню велел поджечь из-за того, что мы попов к себе не пустили?

- Да что ты говоришь! Нет, конечно!

- Но ты же святому, в честь которого назван, во всем подражать должен?

- Ну уж нет! Никого я жечь не собираюсь…

- Значит, первый Михаил, который на поверхности - не ты. Но есть в тебе еще и другой Михаил, который к вере христианской относится… даже не знаю, как сказать… Проще говоря: не христианин ты, но и в славянских богов тоже не веруешь. Так посторонний человек на чужую брань смотрит, которая его не касается.

- Вот и нет! У меня душа болит и за тех, и за других, потому, что и те и другие - свои. И брань эта их только ослабляет!

- Вот этого Михаила я и люблю, его по имени и зову. Понял теперь?

- Понял.

- А я - нет! Откуда ты такой взялся? Не бывает таких детей!

- А ты, Нинея? Ты где училась? Библию на память знаешь, историю народов и государств ведаешь, дискутируешь, как богослов! Таких образованных княгинь или боярынь днем с огнем не сыщешь, а ты в деревеньке глухой сидишь… Ты-то откуда взялась? Не бывает таких деревенских старух!

- Вот и поговорили, Мишаня. Не бывает таких, как мы. Так может нас и нет?

  55  
×
×