98  

Ирландия приняла христианство в середине V века, что предопределило ее судьбу на многие столетия вперед. День св. Патрика, покровителя Ирландии (17 марта), празднуют все, кто считает себя ирландцем. Насаждение англичанами протестантизма и запрет на католицизм в конечном счете дали результат только в Северной Ирландии, где протестанты составляют большинство; в Ирландской Республике их почти нет. В главе 9 конфликт между католиками и протестантами наглядно показан.

В речи героев книги встречаются нелестные отзывы об англичанах, а лорда Килготтена (Глава 18) уважают, несмотря на то что раз в год он наведывался на пару недель в Лондон. Отношения между англичанами и ирландцами, мягко выражаясь, никогда не были добрососедскими. Колонизация Ирландии англичанами началась около 700 лет назад. Местное кельтское население сгоняли с земли или уничтожали физически. Особенно свирепствовал Оливер Кромвель.

Одновременно на конфискованных землях насаждалось протестантское население из Англии и Шотландии; это удалось в Северной Ирландии. Что позволило Великобритании оставить Северную Ирландию за собой, когда ирландцы в декабре 1921 года ценой неимоверных жертв вернули утраченную независимость и провозгласили независимое «Свободное государство» (Глава 4) в южной части Ирландии. Проблема Северной Ирландии, оставшейся в составе Соединенного Королевства, до сих пор не разрешена.

Однако вернемся в паб. В конце концов, он не больше и не меньше чем сцена. Нас должно больше интересовать, какую пьесу здесь играют. Каких только жанров тут нет — это нежная лирика, романтика, мистика, комедия, фарс, розыгрыш, автошарж, драма и трагедия. Если проанализировать сюжеты большинства глав в книге, то выяснится, что они заметены на абсурдной или парадоксальной ситуации, которая в основном создает комический эффект, а иногда драматический или даже трагический. Временами может показаться, что вам рассказывают историю, фабулой для которой послужил анекдот из воображаемого цикла анекдотов про остров Невезения, где ничего не растет и не ловится. У героев книги все действительно не в лад и невпопад. И все же Брэдбери над ними не издевается, как не издевается над своими «чудиками» Василий Шукшин.

Брэдбери подтрунивает над ирландцами, потому что они и сами не прочь посмеяться над собой. По книге Брэдбери нельзя составить представление о сегодняшней Ирландии. Та нищета, голод и смуты, что описаны у Брэдбери, давно канули в небытие. По словам самого автора, эта книга — «запоздалое» признание в любви людям, стране и народу, с которыми его свела судьба много лет назад.

2.

Какое место занимает книга «Зеленые тени, Белый Кит» в контексте всего творчества Брэдбери? Написанное им можно разделить на несколько больших и малых циклов. Самые известные темы, конечно, марсианская, гринтаунская и фаренгейтская. «Марсианские хроники» вышли в 1950 году, однако марсианскую тему Брэдбери разрабатывает и поныне; рассказы этой серии вышли далеко за рамки «Хроник». Прообразом Гринтауна послужил город Уокиган, штат Иллинойс, где 22 августа 1920 года родился и вырос Брэдбери. «Вино из одуванчиков» (1957) — это роман, посвященный проведенному там детству. И опять-таки «Вино из одуванчиков» не исчерпывает гринтаунскую тему.

Особняком стоит тема «человек и тоталитаризм». Роман Брэдбери «451° по Фаренгейту» вышел в 1953 году. Остается загадкой, каким образом произведение, герои которого выучивают наизусть запрещенные книги, чтобы поведать потомкам, было допущено к изданию в СССР как раз в то время, когда у нас люди, читавшие, скажем, Солженицына, пересказывали его книги тем, кто их не читал. Или хранили дома запрещенные книги и передавали от отца к сыну.

Брэдбери написал несколько сборников детективов, страшилок и ужастиков, отголоски которых слышны в «Вине». Особенно много «чернухи» в его раннем творчестве: первая книга Брэдбери называлась «Темный карнавал», и ее содержание соответствует заголовку; сборник «Воспоминание об убийстве» состоит из весьма кровавых детективных историй, написанных в 1940-х годах. Другой сборник — «Маленький убийца» тоже довольно мрачен.

Брэдбери смело экспериментирует с потусторонними силами, но его рассказы не лишены чувства юмора. Как, например, серия рассказов про симпатичную семейку ведьмаков. Известно, что очень дальняя родня Рэя Брэдбери — Мэри Брэдбери — была сожжена на костре в 1692 году за колдовство во время Салемского процесса над ведьмами. И это родство его совсем не тяготит, напротив — служит источником вдохновения. В ирландском цикле с этой темой перекликается рассказ «Банши». Еще у Брэдбери есть детективный роман «Смерть — дело одинокое» и приключенческий — «Кладбище для чокнутых».

  98  
×
×