61  

– Снапуня, – щебетал Никита, наглаживая морду ротвейлера. – Ой, а он еще больше стал! Растет!

Я засмеялась:

– Скорее толстеет. Снап слишком много ест, и еще он начал воровать со стола. А вот ты вытянулся.

– Да, – гордо сообщил Никита, – во второй класс перешел, с одной тройкой, по математике.

– Три балла вполне нормальная оценка, – решила я приободрить школьника. – Вот если кол поставят, тогда беда.

– У дедушки иное мнение, – заговорщицки зашептал малыш, – он мне два дня не разрешал гулять!

– Почему?

– Дедуля говорит, что он в моем возрасте учился на «отлично», – застрекотал Никита, – у него никогда плохих отметок не имелось, сплошняком пятерки в дневнике стояли.

Я заморгала. Банкир Сыромятников имеет на пальцах характерные шрамы, какие остаются у человека после сведения татуировок. А кто делает картинки на фалангах? Уголовники. Они накалывают там «перстни», сообщающие о количестве ходок. Может, браток, уцелевший в битвах девяностых годов, а потом благополучно ставший финансистом, и учился в школе на одни пятерки, но, на мой обывательский взгляд, лучше жить честным троечником, чем криминальным отличником.

– А сегодня деда обозлился, – выбалтывал семейные тайны Никита, – и сказал: «Иди побегай! Вот идиоты!»

– Кто?

– Учителя, которые задачник составили, – тоненько засмеялся Никита. – Мне на лето решать задали, я к деду за помощью пришел. Он сначала ругался, обзывался, а потом и говорит: «Давай сюда. Живо ответы найду». И не смог!

– Сыромятников не справился с заданием для первоклашек?

– Ага.

– Не может быть!

– Спорим, вы тоже не решите? – прищурился Никита. – Хотите, задания принесу? Если не получится, я со Снапом по поселку гулять пойду. Ну пожалуйста, тетя Даша!

– А вдруг расправлюсь с задачей? Тогда как?

– Не, не получится.

– Конечно, я совершенно ничего не понимаю в математике, но ведь, с другой стороны, наверное, ничего сложного от семилеток не требуют. Вполне могу выйти победителем.

Никита подпрыгнул:

– Йес! Если вы правильно ответите, я выкупаю Снапа. В нашей бане!

Последнее предложение понравилось мне чрезвычайно – мыть ротвейлера настолько тяжело и муторно, что я готова пару часов потратить на задания.

– По рукам! Тащи учебник.

Не прошло и двух минут, как перед глазами оказался текст.

Я начала озвучивать условие задачи.

– «Три школьника, Петя, Ваня и Леша, отправились в сад собирать яблоки. Петя сорвал восемь яблок, Ваня шесть. Сколько яблок сорвал Леша?» Ну ничего трудного! Значит, так! Сначала узнаем, какое количество фруктов имеют вместе Петя и Коля.

– Ваня, – поправил внимательный Никита.

– Имена тут ни при чем. Так, восемь плюс шесть будет пятнадцать.

– Четырнадцать, – опять исправил ошибку малыш.

– Действительно! Спасибо. Но ты обращаешь слишком много внимания на малонужные детали, важен принцип. Вместе двое детей положили в корзинки четырнадцать плодов. Осталось плевое дело.

– Какое?

– Ох, Никита, странно, что дедушка не сумел разобраться с таким легким заданием. Придется тебе купать Снапа, не забудь, что обещал «освежить» ротвейлера в вашей бане. Теперь из общей суммы собранных яблок вычтем четырнадцать и э… и э…

– Что?

Я почесала нос:

– Задача не имеет решения.

– Почему?

– Не хватает данных, – попыталась я растолковать ребенку суть. – Авторы должны были сообщить общее количество яблок, сорванных всеми детьми, а этой цифры нет!

– А в ответах стоит: задание на сообразительность, не следует считать его нерешаемым.

– Ну, и как вычислять?

– Не сказано!

– Дай посмотрю.

– Гляньте!

Следующие пять минут я напрягала мозг. Петя, Ваня и Леша собирали яблоки. Первые два вместе набрали четырнадцать, сколько сорвал третий? Вы способны справиться с подобным заданием? Я – нет, как ни складывай два числа из условия, получается четырнадцать! Впрочем, может, их следовало вычитать? Но что от этого изменится?

– А еще дедуля неправильно решил тридцатый номер! – сообщил Никита.

Я перевернула страницу и уставилась в задачник.

«Петя и Ваня ели яблоки». Однако люди, составлявшие учебники, лишены фантазии. На сей раз противные, безобразничавшие в саду мальчишки снова имеют дело с яблоками. Неужели нельзя поменять фрукты на сливы и в условии указать девочек? «Маша и Катя ели сливы». Все веселей детям. Хотя, может, и логично: в двадцать третьей задаче парни залезли в чужой сад, а в тридцатой поедают добычу. Надеюсь, в двадцать восьмом задании мелкие воришки помыли добытые нечестным путем фрукты. Так, обратимся к заданию.

  61  
×
×