Вместо рекрутирования, изжившего себя в эпоху массовых армий, вводился обязательный призыв, для чего империя была разделена на десять военных округов. Срок службы предполагался в один год и, в основном, солдаты проходили службу в своем же военном округе. А то без железных дорог, пока доберутся до места назначения, уже и дембель подойдет. Срочники, желающие продолжить службу и подходящие для низших командных должностей, имели возможность окончить курсы младшего командного состава, чтобы в будущем стать командирами отделений. Отслужившие в младшем командном составе в течение года и хорошо себя показавшие солдаты, имели право поступить на офицерские курсы. Помимо этого, генерал Дибич собирался расширить количество офицерских училищ, дабы иметь возможность обучать офицеров в отдаленных уголках империи.

Первый призыв мы решили отсрочить на три года. Во-первых: планировалась крестьянская реформа, и существовали определенные процедуральные трудности с призывом крепостных крестьян, а во-вторых: требовалось время для создания соответственной инфраструктуры для будущих призывников и для разработки новых методик и нормативов обучения солдат. Например, намечалось поголовное обучение солдат грамоте и счету. Поэтому даже по истечении трех лет мы думали провести лишь частичный призыв, постепенно его увеличивая.

Перевооружение армии пока не намечалось, так как оно напрямую зависело от создания будущей индустриальной базы. Впрочем, новые виды вооружений пока еще не появились на свет, а посему время на их разработку имелось.

А тем временем пришло время главной реформы - крестьянской.

Глава 16

- Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного. Дан в Санкт-Петербурге, в двадцатый день июня от рождества Христова тысяча восемьсот двадцать седьмое, царствования же нашего второе. Батюшка закончил зачитывать манифест и народ в церкви возбужденно загудел. Многие женщины плакали, мужчины обнимались - в воздухе царила атмосфера праздника.

Этот воскресный день, первого июля, Гаврила Никитич запомнил на всю жизнь. После утренней службы, все жители села Боголюбово остались в церкви, где батюшка с амвона зачитал царский указ, о даровании воли. Слухи о воле начали ходить по деревне еще полгода назад, да и не удивительно, ибо одним из первых указов императора стало создание комиссии по решению крестьянского вопроса. Эти слухи будоражили деревню, да и местные помещики, словно предчувствуя перемены, вели себя осторожно, дабы селяне под горячую руку не подпалили усадьбу. В воздухе чувствовалось напряжение, так как никто не знал, когда и какие грядут перемены. И вот, этот день настал.

- Гаврилыч, - возбужденно кричал Макар, живший неподалеку, - воля, слышишь Гаврилыч, воля!

- Гаврила Никитич, ошарашенный новостью, лишь мямлил, что-то нечленораздельное, мол - слыхал.

- Это ж мы едрена вошь заживем. Это ж мы, да с землицей...,- Запутавшись с мыслями, Макар на секунду затих а потом предложил, - Айда ко мне праздновать. За это дело, да не выпить.

- Мужики, новости-то какие! - это уже полез обниматься сосед Афанасий. - Баба то моя, поди ж до сих пор плачет. Ну, дык, ведь землицу же получим. И без откупных.

- Так я и говорю, - встрял Макар, - пошли праздновать. За такое дело и выпить то не грех.

- Да уж не грех, - улыбнулся Гаврила, - у меня как раз домашняя припасена. Так шо отпразднуем со всею душою.

- Добре, - ответил Макар, - тогда после обедни у меня.

После полудня соседи собрались у Макара во дворе. Народу собралось с пол улицы, ибо Макар на радостях успел пригласить всех, с кем столкнулся в церкви и по дороге домой. Впрочем, праздновала вся деревня. Благо люди приходили не с пустыми руками, так, что было чем отпраздновать.

- Православные, кричал уже довольно подвыпивший Макар, - дай бог здравия государю батюшке. Да за такое, да мы за него.. ,- Недоговорив, Макар опрокинул в себя добрых полстакана первача, после чего шумно выдохнув, грохнулся обратно на лавку.

- Мужики, встрял в разговор, сидевший напротив Афанасий, - а землицу то когда делить будем?

- Дык, староста сказал, что аккурат опосля Хлебного Спаса, - ответил ему Гаврила.

- Я вона, што думаю, сказал Афанасий, - землицы-то на всех не хватит, как делить-то будем?

- Так то ж говорят из городу пришлють человека землю делить. Всем по справедливости - ответил Гаврила.

- Ох, не верю я в барскую справедливость, - ответил Афанасий. - А што, ежели барин не захочет землицу то отдать? Хто тогда за нас вступиться?

- Дык, да мы тогда барина то подполим малехо, вмиг отдаст, - встрял в разговор, сидевший напротив кузнец Никифор. - Он тогды супротив государева слова идеть. А за такое и в Сибирь послать могуть.

- И тошно, - сказал Гаврила, - ежели государь велел, то куды ему деваться то. Тут в разговор встрял уже изрядно подвыпивший Макар:

- Хватит языками молоть как бабы, - давайте лучше выпьем, - праздник ведь.

- И то дело, - ухмыльнулся Никифор, - ну будем, - скороговоркой сказал он и опрокинул в себя содержимое стакана. Разговор потихоньку затих, и лишь деловитое почавкивание разносилось над столом.

Глава 17

Как я уже упоминал, необходимые реформы, и их правовая основа были разработаны еще в бытность мою цесаревичем. Я не изобретал колесо, а лишь воспользовался существующими идеями, или теми, которые возникли позже. Многие проекты реформ уже обсуждались при брате моем, Александре, или были реализованы в других странах. Свое единственное преимущество я видел в послезнании, ибо, зная, куда ведет вектор развития, и какой следующий виток сделает история, мне было легче выбирать из нужных альтернатив. Ведь в известной мне реальности, освобождение крестьян и индустриализация произошли при Александре II и его приемниках. Но в этом случае необходимые преобразования произошли чересчур поздно, что в итоге и развалило империю. Я надеялся, что фора в тридцать лет при проведении реформ и более эффективное их исполнение, благодаря моему послезнанию, помогут избежать внутренних катаклизмов, в виде нескольких революций и гражданской войны.

Век технологий - порождения западной культуры только наступал. Но я знал, что в будущем, это лавинообразное движение приведет в движение ресурсы всей планеты. Россия же, не являясь, по сути, столь агрессивно динамичной, в итоге отстала. Эта отсталость ярко проявилась поражением в Крымской войне. Поэтому, проведение реформ я планировал не ради каких-либо либеральных идей, а для того, чтобы технологический уровень и внутренний порядок в империи соответствовали требованием времени.

Крестьянская и правовая реформы были стержнем грядущих преобразований. Я заранее озаботился подбором нужных людей для осуществления задуманного. Благо положение великого князя и наследника престола открывало многие двери. Таким образом, еще во времена правления брата моего, Александра, я попросил Михаил Михайловича Сперанского разработать кодекс или, как мы собирались его назвать - Уложение, где будут собранны и если надо, то заново сформулированы, законы империи. Уложение обсуждалось в нескольких вариантах, чтобы иметь возможность вводить его постепенно, по мере продвижения реформ. Михаил Михайлович уже разработал одно, очень фундаментальное уложение, еще до моего появления в этом мире, но оно не было реализовано. А посему, учитывая его талант и опыт, я попросил его составить другое, куда вошла бы и часть уже созданного. Будущее Уложение обсуждала группа из восьми юристов, учитывая существующий российский и европейский опыт. Так, например: часть уголовного уложения мы позаимствовали из уже написанного Михаил Михайловичем, а часть гражданского, из кодекса Наполеона. Соответственно, Уложение базировалось на предпосылке, что все население империи составляют свободные граждане, а посему, параллельно, разрабатывался проект Крестьянской реформы, который включал в себя и юридическое освобождение крестьян, и создание базы для экономического развития сельского хозяйства.

×
×