— Очень нужен Нуку твой гимн…

— Я знаю, что ему не нужен. Зато он нужен мне. Прощай, Элф. Прощай, Бобел. Уходите же!..

Бобел вопросительно взглянул на меня. Ну почему последнее слово всегда за мной?

— Бери мины, — сказал я ему. — Мы уходим.

Бобел критически оглядел запасы монахов.

— Пожалуй, я возьму всё, — решил он. — И часть взрывчатки тоже. Эти ребята хотели минировать дороги — пусть теперь сами попробуют ходить по таким… Что, Орекс? Ты против? Неужели тебе хочется быть размазанным по стенам пещеры?

— Мне всё равно, — ответил нукуман. — Бери, раз вам нужнее. Оставь немного, чтобы я мог завалить вход.

— Конечно. Я всё приготовлю. Тебе останется лишь…

Я вышел не дослушав. Бобел ценит чужую жизнь ровно так же, как свою, то есть ни во что не ставит, и бывает на удивление бесчувственным.

Снаружи ко мне подошёл Сол. Парень уже успел вооружиться автоматом одного из убитых. Оружие он держал так, что я невольно напрягся — не взбрело ли ему в голову поквитаться за единоверцев? Но Сол был подавлен, а его взгляд — грустен.

— Ты спрашивал, хочу ли я вернуться в монастырь, — сказал он. — Но мне нельзя возвращаться. То, что Иеремия умер, ничего не значит.

— Догадываюсь. Но думал, что ты захочешь пойти ещё куда-нибудь.

— Куда? — спросил Сол. — Со времени смерти моего наставника, отца Иосифа, монастырь был мне домом. Да и раньше тоже — я всего лишь носил старцу пищу.

— Тогда ты зря ушёл. У нас совсем нет дома. А Еноха мы и так раскусили.

— Нет, не зря! — возразил Сол. — Я ведь не знал. А если бы знал, то ушёл бы всё равно.

Вздохнув, я повернулся к склону, на котором прятался Тотигай, и замахал ему руками, подавая знак.

С начала похода я потерял уже троих. Имхотеп, Генка… И вот-вот умрёт Орекс. Зато к нам присоединились Коу и Соломон. Ну и замена… Если так пойдёт дальше, я скоро превращусь в воспитателя детского сада.

Бобел, на что уж здоров, нагрузился так, что ему пришлось отдать свой пулемёт Коу. Тотигай удивлённо посмотрел на его рюкзак и поинтересовался, не собирается ли он заминировать все тропы Нового Мира.

Когда мы уже перевалили через гребень, до нас донёсся негромкий взрыв и грохот обвала. Я невольно вздрогнул.

Да что там — вздрогнул. Меня дёрнуло так, что едва винтовку не выронил, хоть и ждал этого взрыва всю дорогу от заставы.

Конечно, меня к разряду нервных людей не отнести, но всегда неприятно слышать стук комьев земли по крышке гроба твоего друга.

Тем более, что это были очень большие комья. Каменные.

Глава 25

Приспешники Иеремии налетели на первую же устроенную Бобелом минную ловушку — буквально у нас на глазах. Я не ожидал, что они последуют за нами так скоро, надеясь на передышку до утра. И напрасно.

Это были именно верные сторонники Магистра — поскольку ничьих других в монастыре просто не было, это я узнал из разговора с Солом. Со всеми своими недругами, не желающими примирения религиозными оппонентами и просто сомневающимися в его святости Иеремия разобрался очень быстро после прихода к власти. Уцелел только монах-отшельник Иосиф, приятель (сотаинник, как выразился Сол) основателя монастыря Иофама.

Справившись, почему всех значимых лиц общины звали на «и», и нет ли здесь скрытого смысла, я получил в ответ недоумённый взгляд плюс внутреннюю уверенность, что задал глупый вопрос. Многие библейские имена начинаются на «и», ответил Соломон, ведь это первая буква имени Бога — Иеговы. Он попытался развить мысль, поясняя точное значение имён, однако запутался и пристыжено замолчал. Некоторое время мы оба чувствовали себя дураками, что, согласно мнению ещё одного человека с именем на «и», — Имхотепа — являлось первым признаком мудрости, а потом я попросил Сола рассказать про его учителя Иосифа.

О, это был удивительный человек, заверил Соломон. Его даже святой Иофам глубоко уважал и считал выше себя. Его чтил даже Иеремия.

Иофам, как я понял, был прекрасным, добрейшим человеком, слегка повёрнутым на свободном толковании Библии. Иосиф же, напротив, отличался рассудительностью и неверием во что угодно, кроме здравого смысла. Каким образом он при этом умудрился стать веруном, до меня не дошло.

Когда в обитель начал помаленьку стекаться народ и возникла необходимость в руководстве, Иофам попросил Иосифа взять это дело на себя, в ответ на что Иосиф решительно отказался. Любая власть это тирания, сказал он. Люди должны в своих действиях руководствоваться любовью к ближнему, и божьему творению вообще. Если же они на такое неспособны, то никакая власть им не поможет, и рано или поздно сей полезный институт превратится в орудие диктатуры. После чего Иосиф выбрал отшельничество, ушёл из монастыря и появлялся там крайне редко, благодаря чему и прожил так долго.

Слабохарактерный же Иофам уступил просьбам растущей братии, стал игуменом, но быстро запутался в собственных свободных толкованиях, одновременно запутав всех вокруг. Вскоре различных религиозных течений в монастыре насчитывалось немногим меньше, чем там проживало монахов. Общим между ними было лишь одно: никто не думал применять заповеди Иисуса Христа на практике, довольствуясь бесконечными дискуссиями вкупе с выдумыванием новых догматов. Одним из наиболее интересных стал догмат о Первоевангелии, которое якобы написал сам Иисус. Некоторые верили в существование Первоевангелия, другие — нет. Третьи призывали к буквальному толкованию традиционных евангелий, но не могли договориться даже между собой, как именно их толковать. Четвёртые настаивали на равноценности Писания и Предания, что окончательно повергло общину в хаос, поскольку подлинность последнего, в отличие от первого, не подтверждалась ничем, кроме него самого. Наконец было создано что-то вроде комитета из двенадцати апостолов, которым предстояло во всём разобраться. Разбирались долго, почти уже составили Новый Символ Веры (что немедленно вызвало раскол и недовольство тех, кто не был согласен с отдельными пунктами), но тут появился Иеремия. Остальное в общих чертах я уже знал.

Пользуясь своими способностями, он быстро подчинил себе общину, члены которой, как и все веруны, жаждали чудес. Разогнав апостолов сразу после смерти Иофама, Иеремия ввёл в монастыре новые законы, напоминавшие не то устав средневекового католического ордена, не то правила поведения заключённых в колонии строгого режима. Благословив применение силы во имя благих целей, он вооружил своих сторонников, что создавало существенный перевес в его пользу при любых разногласиях. Впрочем, в бытовых вопросах Иеремия был более чем снисходителен; охотно позволял спорить с собой относительно тех или иных религиозных тонкостей; нетерпимо относился лишь к тем, кто посягал на его власть. Таковых было немного и с каждым днём оставалось всё меньше. Первой жертвой чёрного созерцателя пал монах, объявивший его антихристом. Что именно произошло, Соломон рассказывать не захотел, но и так было ясно, что ничего хорошего. Вскоре из всей оппозиции в живых остался только Иосиф, которого Иеремия остерегался трогать по причине всеобщего глубокого уважения к нему.

Иеремия с самого начала зацепился за миф о Первоевангелии, что мне казалось неслучайным. Похоже, он изначально знал о существовании Книг и хотел заполучить одну из них. А разве найдёшь лучшее прикрытие для поисков, чем добротно скроенная сказка? Снабдив уже имевшуюся легенду детальным, насколько возможно, описанием Ключа от Колесницы Надзирателей, Магистр получил в своё распоряжение множество добровольных помощников, готовых сей же час отправиться за Первоевангелием на край света. Их энтузиазм постепенно заразил и остальных монахов. Образ Моисеевых скрижалей с вложенным между ними мечом — Словом Божьим — стал для насельников примерно тем же, чем была для крестоносцев чаша Грааля.

Здравомыслие сохранял один Иосиф. Скрижали Моисеевы разбиты у подножия Синая самим Моисеем, говорил он. И разбил он их по причине недостоинства и развращённости людей. В первую очередь нам следовало бы задуматься над этим. Да, позже Бог дал Моисею другие скрижали, но на них были только Десять заповедей, которые все мы знаем наизусть. А Первоевангелие может быть записано лишь в сердце истинно верующего человека и в материальном виде не воплощалось… Творите дела милосердия, становитесь добрее сами, любите ближних, берегите их, защищайте — и довольно. Правильные поступки, рождённые правильными мыслями, улучшают наш мир; но ни один священный предмет, пусть даже он в самом деле существует, сам по себе не сделает человека ни святым, ни просто счастливым.

×
×