– А могут ли простые смертные постичь всю премудрость этой книги?

– Они должны стремиться к этому всей своей жизнью.

– У тебя на столе рукопись. Что ты пишешь?

– Я пытаюсь написать комментарии к Торе. Пытаюсь объяснить то, что понятно моему бедному старательному разуму в книге Моисея. Я хочу, чтобы после моей смерти мои ученики, следуя этим комментариям, могли бы не только сами постигать заветный смысл Пятикнижия, но и объяснять его своим последователям.

– Так объясни его и нам, Раши!

– Боюсь, что мои объяснения опечалят и испугают вас.

– Ты разговариваешь с воинами, старик. Мало что на этом свете способно испугать нас. А опечалить… Как раз печаль и позвала нас к тебе. Печаль о человеческой душе – вот наша забота.

– Эта печаль говорит о вашем высоком предназначении в этом мире. Попробую объяснить, но знайте: существует тайна, пока сокрытая от людей. Она не может быть обнародована еще много-много веков. Суть ее заключается в том, что никто не может помочь человеку, кроме него самого. В течение короткой жизни он ничего не успевает изменить в своей судьбе, и поэтому будет рождаться на свет до тех пор, пока не прекратит своего падения в самый ад нашего грешного эгоистичного мира, который он сам и создал.

– Непонятно…

– Знаю… Попробую по-иному. Творец создал нас по образу и подобию Своему. Это означает, что мы, с одной стороны, сотворены, чтобы подобно Ему получать наслаждение от высшего света духовности, развиваясь в духовных мирах, достигая уровня самого Творца (это уровень абсолютного альтруизма, в отличие от уровня абсолютного эгоизма в земном мире), и, в конце концов, слиться с Ним. С другой стороны, свои творения, людей, Он создал абсолютно свободными в желаниях. Творец не подсказывал нам, как и что делать, к чему стремиться, что нужно для осуществления мечты… Он хотел, чтобы мы путем многочисленных перерождений, проб и ошибок сами (как, очевидно, и он Сам в свое время) проделали весь путь, способный привести нас к пониманию высшей цели, достойной совершенства: исполнить замысел Творца, освободиться от эгоистических желаний, достичь высших ступеней духовного мира и насладиться Светом Истины.

Творец послал в мир «Общую душу» («Адам Ришон»), разделившуюся на шестьсот тысяч маленьких частиц – человеческих душ. Каждая частичка должна пройти свой путь, каждая из них – алчная и жадная, мучимая эгоистичными желаниями обогащения, славы и власти. Такими души стали примерно две тысячи лет назад, когда не сумели преодолеть искушения материальными благами. Существовать с такими желаниями в высших духовных мирах невозможно, и для людей был создан низший, земной мир. Вот тут-то и началось схождение людей в ад, продолжаемое и сейчас. Мы все дальше и дальше уходим от света Творца. Наши желания максимально эгоистичны, ведь во имя золота мы забываем о Боге. Шесть тысяч лет нам предначертано существовать в девятом круге этого ада, чтобы наш эгоизм достиг, наконец, предела. Предвижу ваши вопросы и попробую объяснить попроще.

Допустим, вы сказочно богаты. Вы владеете тучными землями, у вас тысячи слуг, вы едите на золотой посуде и ни в чем не знаете нужды. Но сделало ли богатство кого бы то ни было моложе или счастливее? Сундук золота помогает ли стать здоровым и богатым духовно? Часто ли вы радуетесь, обретя земные, материальные богатства, которые можно потрогать или завоевать? Можно ли питаться землей, которой вы владеете, какая разница, пятеро у вас слуг или сотни? Станет ли на душе легче, если вы живете в самом роскошном на свете замке? Согласно Каббале, когда человечество до предела насытится своей погоней за золотым тельцом, пресытится собственной алчностью – ведь бесконечно гнаться за благами и удовольствиями невыносимо трудно – тогда людям и будет предоставлен шанс заглянуть наконец-то в свои души и постараться осознать истинный смысл собственного бытия. Мы, каббалисты, верим, что на Земле существуют избранные, уже отринувшие эгоизм люди, способные помочь человечеству подняться на высшие ступени существования. Цель моей жизни – найти таких избранных, вдохнуть в них любовь к Творцу и сподвигнуть на бескорыстное служение Богу во имя возрождения человечества. Я верю в вас, благородные рыцари. Я верю в ваше предназначение и согласен стать вашим наставником, помочь вам обрести истинные знания о том, как возвысить людей, как заслужить Спасение.

– Мы готовы служить Богу, учитель. Нас девять рыцарей, девять – священное в Каббале число, и мы пойдем за вами. Нас очень мало, но мы готовы отдать свои богатства и жизни ради служения Творцу.

– Тогда приготовьтесь к долгому и трудному пути, полному лишений и страданий. Я укажу вам его, но пройти весь путь вам придется самим. Завтра я жду вас, господа!..

На этом рукопись закончилась. В папке я нашел продолжение, но события описывались уже современниками.

«…Следующей великой книгой, по Каббале, стала книга „Зоар“ („Сияние“), которая и сегодня считается основным кладезем каббалистической мудрости. Ее автор – рабби Шимон бен Иохай, хотя некоторые историки приписывают авторство Раши. Тому самому, открывшему французским рыцарям тайны Каббалы и потерянных сокровищ царя Соломона, и вдохновителю создания Тайной службы Хранителей и ордена тамплиеров. Он написал также комментарий к книге „Зоар“, считающейся основой тайного иудейского учения. Пояснения рабби Раши упростили понимание Торы и сделали возможным ее самостоятельное изучение.

Однако мудрецы-каббалисты посчитали появление книги «Зоар» преждевременным, поскольку оно, по их мнению, должно было произойти в другое, гораздо более позднее время, и только при соблюдении важного конкретного условия: вступления человека в последнюю стадию своего развития. И она наступила после возвращения народа Израиля на свою землю обетованную. В книге «Зоар» указана точная дата времени раскрытия тайны – 1995 год! Этот год считается пределом, поскольку именно в 1995-м Каббала перестанет оставаться тайным учением. Наше время стало точкой отсчета, с которой начинается долгий и трудный путь человечества к собственному духовному спасению. Трагический путь низвержения человеческих душ с высших ступеней духовного развития до самого низшего, физического уровня, завершился, по мнению каббалистов, именно в 1995 году. Мы достигли самой низшей точки бытия с 1991 по 1995 год, а теперь начался путь наверх. Учение Каббалы пора, точнее, необходимо открыто распространять среди людей, ведь ее цель – дать человеку знания о духовных законах и научить применять их для того, чтобы двигаться от ступени к ступени вверх, к свету, к Творцу. Но распространять Каббалу следует пассивно, ведь она исключает насилие. Всякая попытка навязать мнение или взгляды, а тем более учение, также становятся насилием, поэтому каббалисты никогда и никого ни в чем не убеждают. Задача состоит в том, чтобы каждый житель Земли знал о существовании учения, помогающего познать и понять смысл жизни, достичь бессмертия, заменить страдания наслаждением. Люди должны понимать, что они способны постичь систему знания, поднимающую человека на высшую ступень мироздания. Информация о Каббале должна дойти до всех, теперь о ней можно и нужно рассказывать. Если душа человека готова, то он, услышав даже намек, начнет расспрашивать, интересоваться новым знанием. Если же он не отреагирует, не задаст ни одного вопроса – значит, ему еще рано заниматься такими серьезными вещами. Душа не созрела. Также и книги: их следует писать, издавать, класть на видные места, но не рекламировать. Кто захочет – возьмет и, прочитав первую книгу, захочет продолжить, а может быть, и нет. Каббала также отвергает наследственность. Очень редко дело знаменитых каббалистов продолжали их сыновья; обычно традицию наследует наиболее подготовленный в духовном плане ученик. В истории изучения Каббалы известно несколько случаев, когда сын принимал эстафету у отца, но это скорее исключение из правил, подтверждающее правило, чем что-либо еще.

…Действительно, периодом разработки нового подхода к Каббале стал именно ХХ век, его вторая половина. Основоположниками современной Каббалы считаются отец и сын Ашлаги. Отец – Йегуда Ашлаг (умер в 1954-м) – написал монументальный комментарий к самой книге «Зоар», назвав его «Сулам» («Лестница») и посвятив каббалистической методике. Его сын Барух впервые сформулировал основы методики изучения Каббалы. Благодаря Ашлагам язык Каббалы стал понятнее, а количество ее приверженцев во всем мире растет с каждым днем. Кроме того, нельзя забывать, что Каббала называет время развития и перехода человечества в иные миры – шесть тысяч лет. Оно подходит к концу, наступает решающий этап духовного возрождения человечества. Очевидно, людям необходимо объединиться и укрепить себя в духовном плане с помощью познания истинных учений.

×
×