Комментарий доктора медицинских наук В. А. Файвишевского

Необходимо отметить, что в данной главе собраны совершенно несопоставимые случаи, их подбор носит хаотичный характер и, кроме того, вызывает сомнение достоверность многих фактов. Случаи массовых паник довольно подробно рассмотрены в комментарии к главе «Массовые видения». Здесь уместно добавить, что речь может идти об эпидемиях слухов, что было типично для прошлых веков (как, впрочем, и для нынешнего времени).

Объяснение случаям выстрижения волос в Китае следует искать в политической обстановке в стране в то время. Она подробно освещена, например, в книге В. Я. Сидихменова «Маньчжурские правители Китая» (М., 1985 г.) Пришедшие с севера маньчжурские завоеватели, захватившие китайский престол в 1644 г. и правившие до 1912 г., естественно, вызывали к себе ненависть покоренного народа. Китайцев принудили носить косу, которая считалась признаком покорности маньчжурскому императору.

Поэтому одной из форм протеста против маньчжурского господства было отрезание косы. В 1895 г. китайский революционер-демократ Сунь Ятсен в японском порту Кобэ в знак непокорности маньчжурским правителям остриг косу. В 1902 г. основоположник современной китайской литературы Лу Синь выехал в Японию для продолжения образования. Поступив в университет в Токио, он отрезал косу — этот символ порабощения китайцев маньчжурам. Но далеко не каждый мог решиться на такой открытый протест. За годы маньчжурского правления десятки тысяч людей были убиты за отказ носить косу. И чтобы не лишиться головы, приходилось ссылаться на вмешательство духов, неведомых сил, — это оказывалось гораздо безопаснее.

А вот аналогичные случаи в Лондоне, вероятнее всего, самая настоящая эпидемия слухов. Кстати, интересно рассмотреть вопрос, почему эти слухи относятся именно к случаям лишения волос. Этнографам известно, что у многих народов «мертвым» частям тела — волосам, ногтям — когда-то придавалось мистическое значение. Возможно, это объясняется казавшимся странным древним людям сочетанием «живого» и «мертвого» в человеке? Не случайно и для колдовских ритуалов важными были именно ногти и волосы врагов. Поэтому случаи лишения волос приписывали действию «потусторонних» сил.

И другие описываемые происшествия объясняются, конечно, не происками «нечистой силы». Для того чтобы получить ранение во время шторма, совсем не требуется «помощь» невидимок. Сильным ветром могло оторвать кусок обшивки или какую-то деталь с острыми краями, которая и поранила человека.

Надо сказать, что дети очень подвержены внушениям. Под влиянием рассказов взрослых им вполне «реально» может казаться, что их дергают за волосы, толкают.

При сотрясении мозга иногда бывает частичная потеря памяти. Если забываются предшествующие события, то это ретроградная амнезия. Если забываются события, непосредственно следующие за сотрясением, — антероградная амнезия. Ретроградная амнезия для врача является характерным признаком сотрясения мозга, например при падении. Вполне вероятно, что в случаях нанесения ножевых ран пострадавший при падении получил сотрясение мозга и не помнил о напавшем.

«Проецирование ран», или нанесение их «нечистой силой», можно объяснить стигматами (смотри комментарий к главе «Стигматы»), возникающими на не религиозной основе.

В юридической и медицинской практике известны случаи так называемых обманов воспоминаний. Человек видит результаты действий, а ему кажется, что он наблюдал само событие. Это относится к случаям укусов рук. Во время эпилептических припадков больные (в том числе и дети) кусают себе и даже окружающим руки. Например, этим отличались припадки царевича Дмитрия. Часто кусают себе руки и в состоянии истерии, истерического аффекта. При этом выделяется много слюны, пена. И нет ничего удивительного, что такие состояния в прошлом трактовались с мистических позиций.

Наиболее интересен и совершенно необычаен случай, относящийся к гибели женщины в 1761 г. Описание его выходит за рамки традиционного, оно ни на что не похоже. Можно предположить, что в несчастную женщину попал метеорит. При этом она действительно могла оказаться, как говорят авторы, в центре «мгновенного, бесшумного и смертельного взрыва». Как бы то ни было, самые невероятные истории всегда имеют естественное объяснение, если они не являются откровенным вымыслом, плодом человеческой фантазии или пораженного мистицизмом воображения.

Стигматы

В 1837 г. в Милане в сборнике «Аннали универсали ди медичина», том 84, был опубликован доклад д-ра Деи Клоке о девочке, обследованной им тремя годами ранее, у которой после травматического шока развилась повышенная болевая чувствительность (гиперестезия). Все ее чувства были обострены настолько, что она постоянно испытывала боль, ее слепил дневной свет и оглушали звуки. До конца жизни (она умерла в 1848 г.) девочка была прикована к постели. В год выхода в свет сборника Деи Клоке был вновь вызван в местечко Каприана, расположенное в Итальянских Альпах, чтобы еще раз осмотреть эту девочку, Доменику Лаззари, у которой появились стигматы. Он обнаружил раны на кистях рук, ступнях и боку, а по лбу проходила как бы цепочка проколов. На тыльной стороне ладоней, которые все время были крепко стиснуты, между средним и безымянным пальцами он заметил черные круглые выступы, напоминавшие почерневшую шляпку гвоздя диаметром около дюйма. На соответствующих местах на ладонях были видны разрезы, из которых обильно текла кровь.

Лорд Шрэзбери, который тоже осматривал девочку, отмечал в «Письмах» (1842 г.), что нисколько не сомневается в том, что раны на ее ладонях были сквозными. Убедив Доменику показать то, что постоянно причиняло ей боль, он «отчетливо увидел вполне свежие раны, кровь и сыворотку, стекавшие по запястьям». Осмотрев ее ноги, Шрэзбери заметил, что «вместо того, чтобы нормально стекать вниз, кровь шла по направлению к большим пальцам и по ним, как будто девочка была распята на кресте». Это любопытное явление (антигравитация?) неоднократно повторялось. В книге Т. У. Аллиз «Путешествие во Францию и Италию» (1849 г.) рассказывается о посещении Доменики автором и двумя его спутниками. Один из них, Д. X. Винн, писал: «Доктор осматривал не менее ста раз ее ноги, на которых имеются такие же метки, как и на руках. Мы видели, что кровь течет в сторону пальцев ног точно так же, как и вверх, к кончику носа».

У Доменики, как и у многих других стигматиков, кровь шла каждую пятницу. Одиннадцать лет она страдала от болезненных стигматов, и за это время никто не заметил никаких признаков обмана. Напротив, у всех, кто ее видел, возникало впечатление, что она испытывает тяжелые страдания. Состояние гиперестезии продолжалось. Однажды лорд Шрэзбери увидел, что ее лицо покрыто кровью, струившейся со лба из проколов, как будто бы сделанных невидимым терновым венцом. Он писал, что ей не мыли лицо, потому что она не переносила ни воды, ни прикосновения полотенца, и что кровь исчезала как бы «сама собой».

Первым известным стигматиком был св. Франциск Ассизский[20], у которого раны на теле появились в 1224 г., за два года до смерти. Согласно описанию в «Трактате о чудесах» (авторство приписывается Томасу де Челано, трактат написан не позднее 1230 г.), они были похожи на выступающие с обеих сторон черные гвозди, как будто конечности были пробиты насквозь настоящими гвоздями, шляпка и острие которых торчали наружу. Челано пишет, что эти метки долго оставались на теле св. Франциска уже после его смерти, и рисует причудливую картину того, как паломники проходили мимо светящегося и все еще не окоченевшего тела и видели «не следы гвоздей, а сами гвозди, состоявшие из его плоти и сохранявшие цвет железа… чудесно выкованного силой бога, вставленного в его плоть так, что, если на них надавить с одной стороны, они тут же выдвигаются с другой, как будто состоят из одного целого сухожилия».

×
×