32  

— Вы не возражаете, если я пойду переоденусь? — наконец спросила она.

— Нисколько, — ответила Флора, втайне радуясь, что они с Изабель останутся вдвоем.

— У тебя денежные затруднения? — спросила Изабель, когда Нина ушла.

— О, все не так плохо, как ты думаешь, — тотчас принялась рассеивать страхи племянницы тетка. — Просто в Барселоне многие текстильные предприятия закрылись или сократили объем производства. Мы все еще работаем, но не получаем прежней прибыли.

— Я думала, что у тебя есть банки, недвижимость и тому подобное.

— У меня все еще есть контрольный пакет в «Кайша де Барселона», но благодаря сеньору Франко даже банки переживают трудные времена.

— Ты можешь потерять Кастель?

Нагнувшись, Флора похлопала ее по руке.

— Нет, дорогая, Кастель в безопасности. Неужели ты думаешь, что я отдам им твое наследство?

— Ты имеешь в виду Мурильо?

— Не могу сказать, кто за этим стоит, но я подверглась серьезному давлению.

Лицо Изабель вытянулось — кто-то пытается причинить боль тете Флоре!

— Что ты имеешь в виду? Что они с тобой сделали?

— Ну, скажем так, они вели себя… некрасиво.

Флора привела в качестве примера несколько относительно безобидных случаев — когда ей ни с того ни с сего отключали свет и воду, долго не доставляли почту, без всяких объяснений повысили налог на имущество.

— Зачем они это делают? — возмутилась Изабель. Надо же, родители ее матери упорно пакостят опекуну ее отца!

— Ты отсутствовала, поэтому выставлять тебя как трофей они не могли. Естественно, в твоем исчезновении они винили меня и, чтобы запугать, устроили целую серию грязных трюков. — Тряхнув головой, Флора подмигнула Изабель: — Смею тебя заверить — они не преуспели.

Изабель засмеялась, но смех ее тут же оборвался.

Флора внимательно посмотрела на свою внучатую племянницу. Все эти годы она считала ее маленькой испуганной девочкой, но сидящая перед ней Изабель выглядела совсем взрослой. Флора не знала, радует ее это превращение или тревожит.

— Я больше не хочу о них говорить, — внезапно вскочив на ноги, заявила она. — Одевайся. Я обещала познакомить Нину с Барселоной. И хочу, чтобы ты увидела перемены, — она наклонилась и поцеловала Изабель в щеку, — а Барселона увидела бы, как изменилась ты!


Они начали экскурсию с Плас-де-Каталунья, где на тротуаре красовалась звезда, обозначавшая центр каталонской столицы.

День выдался жарким и душным, но улицы Барселоны тем не менее были запружены людьми: банкирами и нищими, аристократами и домохозяйками, преступниками и полицейскими. Время от времени, проходя мимо барселонцев, сидящих на металлических стульях, установленных рядами вдоль проспекта, Изабель то и дело слышала приглушенный шепот, имена — свое, Флоры, отца. Игнорируя эти знаки внимания, тетка только выше поднимала голову и смотрела прямо перед собой. Изабель старалась ей подражать, но у нее плохо получалось.

— Ты неправильно себя ведешь, сестричка, — взяв ее под руку, заметила Нина. — Помаши им рукой. Улыбнись понахальнее — дескать, видала я вас всех! — и иди себе дальше.

— Вот так? — Устремив взгляд на двух дам, которые зашептались, глядя на нее и Флору, Изабель улыбнулась и помахала им рукой. Женщины тут же покраснели и отвели взгляды в сторону.

— Во-во! — похвалила Нина.

— Пойдемте. — Флора вывела девочек на Рамблас, и все трое принялись искать свободный столик в одном из ближайших кафе. В конце концов все устроилось как нельзя лучше, и официант принес Изабель и Нине по стакану холодного шоколада, а Флоре — графинчик охлажденного белого вина.

Желая возродить старые привычки, Флора вдруг достала из большой белой сумки, которую всегда носила с собой, два блокнота и коробку с мелками.

— Ты не забыла! — радостно воскликнула Изабель.

— Конечно, нет, — довольно ответила тетка. — Сейчас посмотрим, чему ты научилась в Америке!

На глазах у Нины, снимавшей этот процесс на пленку, две художницы — молодая и старая — принялись демонстрировать свое мастерство. В точно такую же игру Флора когда-то играла с Альтеей: после обеда они соревновались, кто лучше нарисует те сценки, свидетелями которых они оказывались во время прогулки по Рамбласу.

Сегодня Флора была искренне восхищена рисунками Изабель. Смелые, четкие линии, прекрасная композиция — очевидный результат усиленных занятий, проявление своеобразной, но яркой техники. По манере исполнения наброски Изабель сильно отличались от тех, что рисовала Флора. Если тетка уделяла серьезное внимание деталям, то племянница предпочитала создавать иллюзию целого, не прорисовывая частностей. И хотя ее сюжеты были легко узнаваемы — вот птичий рынок, вот фонтан Каналетас, — но тем не менее рисунки Изабель скорее отражали форму, чем факт.

  32  
×
×