139  

Предостережение

При неквалифицированном применении или безразличном отношении к детям даже такие высокогуманные методы, как рассказ, разъяснение, увещевание, внушение, могут принимать форму нотаций. Тогда они никогда не достигнут цели, скорее вызовут противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки. Это означает, что сам по себе любой метод нейтрален, главное – кто и как его применяет.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель ее – упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы этических взглядов и убеждений.

В большинстве случаев поводом для этической беседы становятся конкретные факты, события, поступки детей. Такая беседа, как правило, проводится по «горячим следам», т.е. сразу после события или несколько позже, когда дети осмыслят и поймут его.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда условий.

• Важно, чтобы беседа приобрела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Воспитатель будет стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

• Не допускайте, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Дайте детям возможность говорить то, что они думают, учите их с уважением относиться к мнению других, терпеливо и аргументированно вырабатывайте правильную точку зрения.

• Не допускайте, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения позволяют направить беседу так, чтобы дети сами пришли к правильному выводу. Многое зависит от того, теплой ли будет беседа, раскроют ли в ней дети свою душу.

• Материал для беседы должен быть близок их эмоциональному опыту. Нельзя требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов, в которых за основу берутся факты и явления, связанные с непонятными или чуждыми им событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт результат будет успешным.

• В ходе беседы важно выявить и сопоставить мнение всех и каждого с точки зрения объективности, справедливости, культуры общения.

• Смысл руководства этической беседой в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Если воспитатель сумеет посмотреть на то или иное событие или поступок глазами воспитанника, он поймет его чувства.

Ошибочно думать, будто беседа – спонтанный метод. Знающие свое дело воспитатели проводят ее не часто, но готовятся основательно. В школе первой ступени этическая беседа обычно развивается индуктивным путем – от анализа конкретных фактов и их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.

Высокого профессионализма требуют индивидуальные беседы с провинившимися. Важно, чтобы в этот момент не возник психологический барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично, не ущемляя его достоинств, объяснить ему, что он ошибается. В присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии. Воспитанник лишь тогда откликнется на призыв воспитателя, когда почувствует, что обсуждаемый вопрос действительно беспокоит его наставника, что он хочет помочь. Если воспитатель сумеет придать индивидуальной беседе задушевный характер, можно рассчитывать на успех.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Он дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, – говорил римский философ Сенека, – краток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают прежде всего родителей, воспитателей, друзей. Однако большую воспитательную силу имеют герои книг, фильмов, исторические деятели, выдающиеся ученые. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей дети овладевают социальным и нравственным опытом. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Поэтому, заботясь о развитии нравственности ребенка, очень важно окружить его положительными примерами для подражания.

  139  
×
×