83  

Раскройте сущность правил стимулирования школьников.

Что делает учитель для стимулирования учения школьников?

Какие стимулы следует применять в особо трудных ситуациях?

Опорный конспект

Мотив – сила, побуждающая ученика учиться.

Группы мотивов – широкие социальные, узкие социальные, мотивы социального сотрудничества, широкие познавательные мотивы, учебно–познавательные мотивы, мотивы самообразования.

Мотивы учения младшего школьника – чувство долга, желание получить похвалу учителя, боязнь наказания, привычка выполнять требования взрослых, познавательный интерес, честолюбие, стремление утвердиться в классе, желание порадовать родителей, желание получать «пятерки», желание получить награду.

Активизация – побуждение к энергичному, целенаправленному учению.

Интерес – форма проявления познавательных потребностей, выраженная в стремлении познавать. Интерес зависит от: 1) уровня и качества приобретенных знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности; 2) отношения школьника к учителю.

Стимул – «подталкивание» ученика с целью достижения необходимого результата.

Стимулы учения – желания детей, сравнение достижений, понимание учеников, интерес к их проблемам, признание достоинств, последствия поступков, одобрение успехов, привлекательность работы, справедливые требования, шанс исправиться, детское самолюбие, похвала учителя, сопереживающая критика, хорошая репутация.

Условия мотивации – создание привлекательного имиджа школы, учителя; исключение перегрузок школьников; воспитание ответственного отношения к учебному труду; создание условия для «победного» обучения; формирование прочных основ элементарных знаний, чтобы ученик видел свое продвижение в учебе; учет и удовлетворение индивидуальных запросов школьников; организация положительного, интересного общения детей между собой; утверждение ответственного отношения к ученикам и справедливости как ценностного его аспекта; формирование активной самооценки каждым школьником своих возможностей; утверждение стремления к саморазвитию, самоусовершенствованию.

Литерaтура

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2000.

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.

Выготский Л.C. Педагогическая психология. М., 1996.

Выготский Л.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Теории учения. Хрестоматия. Ч. 1. Отечественные теории учения / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. М., 2002.

Гранин Г.Г., Концевая Л., Бондаренко С.М. Когда книга учит. М., 1991.

Дусавицкий А.К. Формула интереса. М., 1989.

Егошина Е.В. Методика исследования мотивов учения // Начальная школа. 1995. № 5. С. 15–17.

Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учеб. пособие. М., 2001.

Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М., 2003.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.

Маркова А.К., Матис ТА., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

Ричардсон Г. Образование для свободы: Проект школы человекоцентрированного направления / Пер. с англ. И. Иванова, П. Петрова. М., 1997.

Снегуров А.В. Педагогика от «А» до «Я». М., 2003.

Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно–воспитательном процессе. М., 2002.

ГЛАВА 7. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ

Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитателя.

В.Л. Сухомлинский

Понятие о принципах и правилах

Основными компонентами теории обучения являются открытые наукой законы и закономерности. В них отражаются общие, объективные, устойчивые и повторяющиеся связи (зависимости) между явлениями, процессами, их результатами. Дидактика познала многие закономерности и законы обучения, и мы их постепенно рассматриваем при изучении различных вопросов. Самые главные из них называются принципами обучения, или дидактическими принципами. Они отражают комплексное действие многих закономерностей учебного процесса, регулируют деятельность учителей и учеников, имеют значение при изучении всех учебных предметов на всех этапах обучения. Таким образом, дидактические принципы (от лат. «основа») – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

  83  
×
×