85  

Сколько же всего правил? На этот вопрос лучше всего ответить словами К.Д. Ушинского: «…Сами эти правила не имеют никаких границ: их можно вместить на одной печатной странице и из них можно составить несколько томов. Это уже свидетельствует, что главное дело совсем не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают»[26].

Обычно правила имеют форму советов–напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа. Ответа на вопрос, как действовать, они почти не содержат. Этим обусловливается творческий характер их применения.

Таким образом, весь педагогический процесс покрыт густой сетью законов, закономерностей, принципов, которые регулируют и направляют его течение. Принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями и закономерностями. Требования их реализуются через правила – описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения поставленной цели.

Принцип сознательности и активности

В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной мысли; сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов – мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учеников, организации учебно–воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучения и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Практическая реализация принципа сознательности и активности обучения осуществляется путем соблюдения ряда важных правил обучения:

• ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения: покажите их ученикам, объясните важность и значение, раскройте перспективы;

• обучайте так, чтобы ученик понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их;

• обучая, используйте все виды и формы познавательной деятельности, объединяйте анализ с синтезом, индукцию с дедукцией, сопоставление с противопоставлением, чаще применяйте аналогию: чем меньше возраст учащихся, тем чаще надо начинать с индукции;

• обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывайте их, опираясь на знания и опыт учеников, используйте образные сравнения. Не вводите понятий, на обстоятельное раскрытие которых не рассчитываете;

• используйте силу взаимообучения учеников. Обеспечивайте надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, воспринимается лучше и легче, чем объяснение учителя, а потому не объясняйте того, что могут объяснить в классе лучшие ученики;

• на воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Помните, что сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества;

• то, что ученикам неизвестно, логически увязывайте с известным; где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения;

• не забывайте, что главное не предмет, которому вы обучаете, а личность, которую вы формируете. Учите и воспитывайте так, чтобы учащийся был не «дополнением» к учебному предмету, а наоборот – субъектом его активного освоения. Помните, что не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета;

• ставьте учеников в ситуации, требующие от них обнаружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся знанием;

• обучение будет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение;

• учите находить и различать главное и второстепенное в изучаемом, выделяйте главное, добивайтесь прежде всего понимания и усвоения главного. Вводите оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмевали сущность главного;

  85  
×
×