87  

• применяя наглядные средства, рассматривайте их с детьми сначала в целом, потом – главное и второстепенное, потом – снова в целом;

• используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством пособий: это рассеивает внимание детей и мешает восприятию главного;

•активизируйте чувственный опыт учеников: опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия;

• старайтесь сами изготовлять вместе с детьми наглядные пособия: лучше всего то, что изготовлено самим;

• никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению;

• научно обоснованно, продуманно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию и др.; в совершенстве владейте техническими средствами обучения, методикой их использования;

• применяя наглядные средства, воспитывайте у детей внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению;

• используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью;

• с возрастом учеников предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом учителю необходимо особо заботиться об адекватности понимания сущности явления и его наглядного представления;

• помните, что наглядность – сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести мысль учеников от решения главной задачи, подменить цель средством;

• при чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

Систематичность и последовательность

Этот принцип опирается на следующие научные положения: ученик только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина окружающего мира; главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учеников; процесс обучения, состоящий из отдельных ступеней, протекает тем успешнее, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов. Если систематически не упражнять навыков, они утрачиваются; если не приучать учеников к логическому мышлению, они будут испытывать затруднения в мыслительной деятельности; если не соблюдать системность и последовательность в обучении, процесс развития замедляется.

В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил. В этом контексте:

• используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учениками системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому учеников;

• не ставьте на уроке ни одного вопроса, не вносите в план ни одного пункта, на основательное раскрытие и рассмотрение которого не рассчитываете;

• не допускайте нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно ликвидируйте пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость;

• постоянно используйте межпредметные связи;

• обеспечьте преемственность как в содержании, так и в методах обучения между всеми классами начальной школы;

• используйте передовые методики обучения: составляйте со своими учениками опорные конспекты, структурно–логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний;

• чаще повторяйте и совершенствуйте ранее изученное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении;

• к кратким и обобщающим повторениям прибегайте не только в начале урока, когда обобщается ранее изученный материал, или по его окончании, когда идет закрепление новой проблемы, но и после изложения всех отдельных вопросов;

• ничего не добавляйте к объяснению нового, кроме того, что вступает в ассоциативные связи легко, просто, естественно. Идеи, искусственно вплетенные в тему урока (образовательные, развивающие, воспитательные), снижают его ценность. Учитывая это, планируйте усвоение важнейших идей на весь период учебно–воспитательного процесса в соответствии с содержанием обучения и возможностями учеников;

  87  
×
×