14  

Первое парижское стихотворение Ахматова опубликовала, второе – постаралась понадежнее забыть, но все-таки вспомнила, за исключением одной строки, в конце 50-х гг.

* * *

  • Мне с тобою пьяным весело —
  • Смысла нет в твоих рассказах.
  • Осень ранняя развесила
  • Флаги желтые на вязах.
  • Оба мы в страну обманную
  • Забрели и горько каемся,
  • Но зачем улыбкой странною
  • И застывшей улыбаемся?
  • Мы хотели муки жалящей
  • Вместо счастья безмятежного…
  • Не покину я товарища
  • И беспутного и нежного.

1911, Париж

* * *

  • В углу старик, похожий на барана,
  • Внимательно читает «Фигаро».
  • В моей руке просохшее перо,
  • Идти домой еще как будто рано.
  • Тебе велела я, чтоб ты ушел.
  • Мне сразу все глаза твои сказали…
  • Опилки густо устилают пол.
  • И пахнет спиртом в полукруглом зале.
  • И это юность – светлая пора
  • Да лучше б я повесилась вчера
  • Или под поезд бросилась сегодня.

Май-июнь 1911? Конец 1950-х годов, Париж

Вернувшись летом 1911 года в Слепнево, Анна Андреевна нашла в деревне все то же, что и в прошлом году. Однако вопросов мужу больше не задавала: Машенька была слишком больна, это видели все, кроме Николая Степановича.

Анна Ахматова (третья слева), крайняя справа Маша Кузьмина-Караваева.

В 1911 году я приехала в Слепнево прямо из Парижа, и горбатая прислужница в дамской комнате на вокзале в Бежецке, которая веками знала всех в Слепневе, отказалась признать меня барыней и сказала кому-то: «К слепневским господам хранфужанка приехала», а земский начальник Иван Яковлевич Дерин – очкастый и бородатый увалень, когда оказался моим соседом за столом и умирал от смущенья, не нашел ничего лучшего, чем спросить меня: «Вам, наверно, здесь очень холодно после Египта?» Дело в том, что он слышал, как тамошняя молодежь за сказочную мою худобу и (как им тогда казалось) таинственность называли меня знаменитой лондонской мумией, которая всем приносит несчастье.

Николай Степанович не выносил Слепнева. Скучал, уезжал в невыясненном направлении. Писал «такая скучная не золотая старина» и наполнял альбом Кузьминых-Караваевых посредственными стихами. Но, однако, что-то понял и чему-то научился.

Анна Ахматова, Из «Записных книжек»

Слепневские приятели и приятельницы Гумилева, даже те, кому его выбор показался неудачным, все-таки признавали, что у юной мадам Гумилевой необычная внешность («походила на египетскую плясунью») и удивительно «гибкое змеиное тело». Да она и сама не упускала случая продемонстрировать сказочную гибкость. В Слепневе Николай Степанович даже поставил для жены цирковой аттракцион: женщина-змея. После этого читалось стихотворение про змею, написанное еще в прошлом году:

* * *

  • В комнате моей живет красивая
  • Медленная черная змея;
  • Как и я, такая же ленивая
  • И холодная, как я.
  • Вечером слагаю сказки чудные
  • На ковре у красного огня,
  • А она глазами изумрудными
  • Равнодушно смотрит на меня.
  • Ночью слышат стонущие жалобы
  • Мертвые, немые образа…
  • Я иного, верно, пожелала бы,
  • Если б не змеиные глаза.
  • Только утром снова я, покорная,
  • Таю, словно тонкая свеча…
  • И тогда сползает лента черная
  • С низко обнаженного плеча.

1910

* * *

  • В промежутки между грозами,
  • Мрачной яркостью богатые,
  • Над притихшими березами
  • Облака стоят крылатые.
  • Чуть гроза на запад спрячется
  • И настанет тишь чудесная,
  • А с востока снова катится
  • Колесница поднебесная.

1910-е годы, Слепнево, Записала на Илью в Комарове 1961

БЕРЕЗЫ[13]

…Таких берез еще никто не видел. Мне страшно их вспоминать. Это наваждение. Что-то грозное, трагическое, как «Пергамский алтарь», великолепное и неповторимое. И кажется, там должны быть вороны. И нет ничего лучше на свете, чем эти березы, оромные, могучие, древние, как друиды, и еще древней. Прошло три месяца, а я не могу опомниться, как вчера, но я все-таки не хочу, чтобы это был сон. Они мне нужны настоящие.

Анна Ахматова, Из «Записных книжек»

ИСПОВЕДЬ

  • Умолк простивший мне грехи.
  • Лиловый сумрак гасит свечи.
  • И темная епитрахиль
  • Накрыла голову и плечи.
  • Не тот ли голос: «Дева! встань…»
  • Удары сердца чаще, чаще.
  • Прикосновение сквозь ткань
  • Руки, рассеянно крестящей.

1911, Царское Село


  14  
×
×