31
Получив бандероль с подписанными сборниками и испанским мадригалом, Ахматова не без труда (с эпистолярной прозой у нее были весьма натянутые отношения) подобрала приличные случаю слова искренней благодарности.
А. А. Ахматова – А. А. Блоку
<6 или 7 января 1914. Петербург>
Знаете, Александр Александрович, я только вчера получила Ваши книги. Вы спутали номер квартиры, и они пролежали все это время у кого-то, кто с ними расстался с большим трудом. А я скучала без Ваших стихов.
Вы очень добрый, что надписали мне так много книг, а за стихи я Вам глубоко и навсегда благодарна. Я им ужасно радуюсь, а это удается мне реже всего в жизни.
Посылаю Вам стихотворение, Вам написанное, и хочу для Вас радости. (Только не от него, конечно. Видите, я не умею писать, как хочу.)
Анна Ахматова
К письму были приложены стихи, в которых Анна Андреевна описывает свой воскресный визит к Блоку 15 декабря 1913 года.
* * *
- Я пришла к поэту в гости.
- Ровно полдень. Воскресенье.
- Тихо в комнате просторной,
- А за окнами мороз
- И малиновое солнце
- Над лохматым сизым дымом…
- Как хозяин молчаливый
- Ясно смотрит на меня!
- У него глаза такие,
- Что запомнить каждый должен;
- Мне же лучше, осторожной,
- В них и вовсе не глядеть.
- Но запомнится беседа,
- Дымный полдень, воскресенье
- В доме сером и высоком
- У морских ворот Невы.
Александр Блок. Портрет работы К. Сомова. 1907 г.
Дом Блока в Петербурге, тот самый, у «Морских ворот Невы»,который показался Анне Андреевне не только строгим, но и высоким.
Кабинет А. Блока.
Лирический дуэт Поэта и Поэтессы был вскоре, по инициативе Блока, опубликован в журнале «Любовь к трем апельсинам».
В том же январе написан и еще один поэтический портрет хозяина просторной комнаты. Однако публиковать его Ахматова не стала. Ни при его жизни, ни при своей:
* * *
Ал. Блоку
- Ты первый, ставший у источника
- С улыбкой мертвой и сухой[15].
- Как нас измучил взор пустой,
- Твой взор тяжелый – полунощника.
- Но годы страшные пройдут,
- Ты скоро снова будешь молод,
- И сохраним мы тайный холод
- Тебе отсчитанных минут.
1914?
Впрочем, и Блок не ограничился открыто преподнесенным святочным подарком. 15 декабря 1913 года сразу же после ухода Анны Андреевны созданы такие стихи:
* * *
- О, нет! не расколдуешь сердца ты
- Ни лестию, ни красотой, ни словом.
- Я буду для тебя чужим и новым,
- Всё призрак, всё мертвец, в лучах мечты.
- И ты уйдешь. И некий саван белый
- Прижмешь к губам ты, пребывая в снах.
- Всё будет сном: что ты хоронишь тело,
- Что ты стоишь три ночи в головах.
- Упоена красивыми мечтами,
- Ты укоризны будешь слать судьбе.
- Украсишь ты нежнейшими цветами
- Могильный холм, приснившийся тебе.
- И тень моя пройдет перед тобою
- В девятый день и в день сороковой —
- Неузнанной, красивой, неживою.
- Такой ведь ты искала? – Да, такой.
- Когда же грусть твою погасит время,
- Захочешь жить, сначала робко, ты
- Другими снами, сказками не теми…
- И ты простой возжаждешь красоты.
- И он придет, знакомый, долгожданный,
- Тебя будить от неземного сна.
- И в мир другой, на миг благоуханный,
- Тебя умчит последняя весна.
- А я умру, забытый и ненужный,
- В тот день, когда придет твой новый друг,
- В тот самый миг, когда твой смех жемчужный
- Ему расскажет, что прошел недуг.
- Забудешь ты мою могилу, имя…
- И вдруг – очнешься: пусто; нет огня;
- И в этот час, под ласками чужими,
- Припомнишь ты и призовешь – меня!
- Как исступленно ты протянешь руки
- В глухую ночь, о, бедная моя!
- Увы! Не долетают жизни звуки
- К утешенным весной небытия.
- Ты проклянешь, в мученьях невозможных,
- Всю жизнь за то, что некого любить!
- Но есть ответ в стихах моих тревожных:
- Их тайный жар тебе поможет жить.
15 декабря 1913
По-видимому, Блок эти стихи забраковал, видимо, как слишком интимные, и сделал другой «подарочный» вариант, сугубо светский. Знаменитый мадригал окончен 16 декабря.
В марте 1914 года, как только вышли «Четки», Анна Андреевна немедленно отослала их Блоку. С такой дарственной: «От тебя приходила ко мне тревога и уменье писать стихи». Блок к «Четкам» отнесся прохладно, стихи показались ему, при всей их тлантливости, слишком женскими. Однако открыто, в глаза говорить такое ему не хотелось, и он уклонился от встречи. Так и не добившись серьезного разговора, Ахматова уехала из Петербурга к родным под Киев…
15
Сухую и мертвую улыбку Блока отметил и Сергей Дурылин, известный литературовед и талантливый мемуарист: «Блока я видел однажды. В изд-ве „Мусагет“… Он сел у письменного стола и промолчал весь вечер. Лицо его было маска – казалась она какою-то известковою, тяжелою, навсегда прилипшею к лицу. Маска была красна и корява. Над нею был кудрявящийся вал волос. Я никогда ни у кого не видал такого застывшего, омаскировавшегося, картонного лица. Было нестерпимо жутко на него смотреть. Глядя на этот личной картон, пропитанный клеем и белилами и смазанный румянами, я понял, почему он написал „Балаганчик“. Даже снег – буйный, чистый – дал ему только „снежную маску“. А за маской, должно быть, больно, всегда больно, неизлечимо больно. Она ведь не дает жить и дышать живому телу лица».\\С. Дурылин. Из книги «В своем углу»
31