103  

— Ну да. Алагиров и его приятели из общества начали пылко интересоваться, я и пояснил: знак ШЕДУ обычно выбирали себе в качестве личного символа правители городов, чиновники, военачальники. Это был символ власти, подчинения, знак силы. В Ассирии его в качестве талисмана брали себе только представители царской династии. Но это был знак не только административной власти. Нет, ШЕДУ олицетворял собой власть в абсолюте — полное подчинение своей воле, мужскую силу, могущество, порабощающее человека без остатка. И знак этот находился пол особым покровительством бога Нижнего Мира. У шумеров, вавилонян, ассирийцев бытовало поверье, что особую силу талисман ШЕДУ приобретал в периоды каких-то природных катаклизмов — землетрясений, наводнений, разлива Тигра и Евфрата, лунных и солнечных затмений. И тогда он становился настолько могущественным, что мог поработить и самого...

— Кого? — спросил Колосов. Белкин усмехнулся.

— Да никого, так. Древние сказки. А вы, гляжу, слушаете меня очень, очень внимательно. Польщен.

— Вы сказали — при том разговоре, кроме Алагирова, присутствовал еще кто-то из его коллег по военно-историческому обществу?

— Да, много было народа. Я был приглашен к ним в штаб-квартиру. Очень много народа... У вас еще будут ко мне какие-то вопросы?

— Не затруднит ли вас, Валентин Александрович, провести для меня маленькую экскурсию по вашему музею?

Они переходили от стенда к стенду. Белкин с видимой охотой рассказывал, Колосов слушал. Смотрел. И на экспонаты, и на их хранителя. В одном из залов его внимание привлекло фотопанно: воды огромной реки, окрашенные заходящим солнцем в оранжевый цвет. Финиковые пальмы, илистые берега, долбленые челны, вытащенные на песок. Древняя река — Тигр, Евфрат? Древняя земля. Легенды которой живы до сих пор.

«Референту», видимо, наскучило сидеть и молчать. Допрос, по его мнению, завершился, а при музейной экскурсии он присутствовать не считал нужным. Вежливо и безлико попрощавшись, он покинул зал. Они остались одни.

— Строго у вас тут, — усмехнулся Никита.

— Даже строже, чем у вас? — в тон усмехнулся Белкин.

Они стояли возле стенда, на котором красовались какие-то раскрытые книги. Иностранные: английские, немецкие.

— Дарственные экземпляры нашему музею с автографами известных археологов. Это вот англичане, проводившие раскопки древнего шумерского города Ура, — пояснил тоном гида Белкин. — А хотите полюбоваться на то, что они там нашли?

Он повел Никиту в третий зал. Здесь на стенах тоже виднелись фотопанно. Камера археолога запечатлела темные камни, мощные кирпичные своды. Каменные крутые ступени, уводившие в глубокие колодцы. Нет, не в колодцы — в шахты, выложенные обоженными кирпичами, самыми древними из тех, что научилась лепить человеческая рука. Никита напряженно разглядывал фотографии. Почувствовал, как холодок пробежал по спине: что там, на дне этой шахты? Он видел: груды человеческих костей, черепа с пустыми глазницами, смотрящие в камеру. В шахте покоилось огромное количество человеческих останков. Они покрывали дно, как чудовищный ковер.

— Я же сказал: они умели порой создать ад на земле, — услышал он тихий голос Белкина. — Это раскопки гробниц царей первой династии города Ура. Их найдено несколько. Цари, умирая, забирали с собой в Нижний Мир обширную свиту. Погребальный обряд, как видите, сопровождали массовые человеческие жертвоприношения. Например, в этой шахте археологами обнаружено семьдесят четыре скелета сопогребенных, а в этой шахте — сорок трупов.

Украшенные цветами, серебряными лентами, как жертвенные быки, они один за другим по этим вот ступеням спускались вниз. Их засыпали землей, утрамбовывали накрепко. А затем приводили новых — юных, в цветах, в лентах, в золотых уборах, с арфами в руках — и хоронили заживо: засыпали землей, утрамбовывали. И так слой за слоем — слой тел, слой земли. Пока шахта не заполнялась доверху.

— Хоронили заживо?!

— Царь распоряжался жизнью и смертью подданных и после своей смерти тоже. Что это, как не абсолютная власть? — Белкин говорил очень тихо. И от этого мертвенного, бесстрастного, вкрадчивого голоса у Никиты становилось неспокойно на сердце. — Видимо, в подобном погребальном обряде кто-то находил для себя высшее удовлетворение, высший смысл... Слой за слоем. А они шли, как послушное стадо, вниз по ступенькам. Никто не роптал. Их засыпали землей. Кормили землю их телами, удобряли. А она в ответ кормила, давая новый щедрый урожай. Там, Никита Михайлович, есть еще одно погребение — женское. Жрицы Пуаби. Оно не менее знаменито, чем гробница Тутанхомона. Жрица тоже ушла в Нижний Мир не одна, а взяв с собой десять придворных дам, пять телохранителей, двух служанок и арфистку. Но последней волей своей она проявила милосердие. Ее спутников не погребли заживо. Перед тем как спуститься в шахту, им дали маковый настой пли гашиш. Они ушли тихо, без мук и боли. Пуаби позаботилась, она же была женщиной, существом мягкосердечным. Мужчины же из царской династии Ура были жестоки и эгоистичны. Сопогребенные с ними умирали в страшных мучениях. Их крики, наверное, долго были слышны там, наверху, когда шахты засыпали землей. Они хотели выбраться наверх, грызли землю, но никому, никому не удавалось пробиться сквозь эту толщу.

  103  
×
×