101  

— Но приехал я не только за тем, чтобы спрашивать вас об Алагирове. — Колосов извлек из кожаной папки, привезенной с собой, запакованную в пакет каменную пирамидку с увесистым основанием и просверленным верхом. — Вот это было найдено нами на месте преступления возле трупа. Что это за предмет и каково его назначение, нам неясно. Посоветовали обратиться за консультацией в ваш музей.

Белкин вздрогнул. Или... Колосову так показалось, но реакция была... Осторожно, очень осторожно взял вещдок вруки и...

— Слава богу... а я подумал... — Он быстро перевернул пирамидку, впившись взглядом в основание. — Черт, ну надо же... Никита Михайлович, я подумал, это из нашей коллекции. Даже в жар бросило. Идемте со мной, вот этот стенд. — Он стремительно увлек за собой Колосова к музейной витрине, на которой Никита поначалу увидел лишь разбросанные по черному бархату древние монеты, а затем и...

Они с Белкиным стояли возле стенда одни. «Референт» остался на банкетке, казалось, он потерял к разговору всякий интерес.

— Что это? — тихо спросил Колосов. Перед ним на стенде было множество пирамидок и столбиков из темного камня, точно таких же, как и изъятый вещдок.

— Это каменные печати, Никита Михайлович. Шумерские, ассирийские. Эти вот из Вавилона, эти из Ашшура, Ниневии, из Ура — древнейшие и ценнейшие. Найдены при археологических раскопках в разные периоды на территории современного Ирака и Сирии. Один из самых часто встречающихся наряду с нововавилонской нумизматикой артефактов ассиро-шумерской материальной культуры. Использовались в древности в качестве личных печатей владельцев. Они ведь писали на глиняных табличках. — Белкин улыбнулся, словно говорил о ком-то из своих близких знакомых. — А в качестве своей личной подписи прикладывали такую вот печать. Видите отверстие? — он указал на просверленную дыру. — Это для шнурка. Они носили печати на поясе или на груди, как медальон.

— Древние? Ничего себе медальон! Увесистая болванка, — Колосов смотрел на печать. — Убить такой гирькой можно.

— И это тоже случалось. Во время дворцового мятежа один из древних правителей Месопотамии был убит восставшей знатью этими вот, как вы выразились, «болванками». Использованными в роли кастетов. В его личные покои запрещено было входить с оружием, мечи сдавали дворцовой страже. Но на печати запрет не распространялся.

— Использовали в роли кастетов? — Колосов поднял глаза на Белкина, а тот смотрел на стенд. — Неужели, Валентин Александрович?

Воцарилась звенящая пауза.

Он слышал дыхание собеседника. А затем тот резко, громко сломал это молчание — как печать.

— Да, эти предметы использовались не только как идентификаторы подписи или как оружие. Но и как амулеты, обереги, личные талисманы. Это была вещь, с которой человек с берегов Тигра и Евфрата практически не расставался на всем протяжении жизни, ну как мы с паспортом. И в этой связи чрезвычайно интересны рисунки, вырезанные на печатях. — Белкин отключил сигнализацию, открыл стенд, положил вешдок на черный бархат рядом с другими. — Замечаете сходство? Среднеассирийский период. Расцвет глиптики в ассиро-вавилонском искусстве. Глиптика — это резьба на печатях. На основании, вдавливаемом в мятую глину, в глубоком рельефе вырезалось изображение — отдельная фигурка или какая-то сценка, которую владелец печати избирал своей подписью, если хотите, своим личным девизом.

— И какой же личный девиз изображен здесь? — Колосов указал на вещдок.

— ШЕДУ, — ответил Белкин. — Тот, кто около двух с половиной тысяч лет назад заказал резчику по камню эту печать, выбрал для себя символ ШЕДУ.

— Вы хотите сказать, этой штуке две с половиной тысячи лет?! — Никита не верил ушам своим.

— Я отнес бы ее, как и вот эти, к временам ассирийского царя Тиглатпаллассара III, это примерно конец восьмого века до нашей эры. И это не слишком древний артефакт для культуры Междуречья. — Белкин улыбнулся.

— ШЕДУ — это что еще такое?

— Крохотная копия большого оригинала. Оглянитесь. Он позади вас.

Колосов оглянулся. Пятиногий крылатый человек-бык, украшенный царской тиарой, взирающий с высоты с холодной каменной усмешкой.

— Этот крылатый изображен вот здесь? — Никита перевел взгляд на крошечную печать и... Черточки рельефа сливались в...

— Черт, а действительно, пять ног, и крылышки, как у ангелочка, а это вот голова... Но все так схематично. Я подумал, что это просто какие-то насечки, а тут и точно контуры фигурки просматриваются. Ну и глаз у вас, Валентин Александрович.

  101  
×
×