126  

Впрочем, не так уж долго мне и осталось. Стар я. А по нынешним временам так и невообразимо стар. Природа ли так это тело одарила, или я еще подмог закалкой да умеренностью, но столько в это время ну точно не живут. И немного горько осознавать, что на самом деле ничего еще не решено окончательно. Чего бы я тут ни создавал и ни выдумывал — пройдет время, и все поменяется. Впереди еще просветители с их яростными нападками на церковь, впереди куртуазность и либертарианство, отвергающее долг ради наслаждений, впереди расцвет масонства — тайной, но дюже привлекательной структуры, в кою люди будут липнуть как мухи, не осознавая, что управляющие центры ее расположены за пределами страны и посему просто обречены действовать против ее интересов, впереди промышленная революция с ее социальными битвами. И, возможно, уже лет через тридцать — сорок дворянство, насмотревшись на то, как жируют их европейские коллеги по сословию, также добьется некоего очередного варианта «Манифеста о вольности дворянства»[38] — и все покатится по наклонной. К очередным революциям. Как это предотвратить? И в моих ли это силах? Нет, нет ответов на эти вопросы…

Между тем церемония подошла к концу, и тут мой старшенький отколол такое, что все ахнули. Он, в горностаевой мантии, со скипетром и державой, увенчанный шапкой Мономаха, развернулся и, вместо того чтобы торжественным шагом двинуться к выходу из собора, к людям, кои жаждали увидеть и поприветствовать нового царя, внезапно подошел к тому месту, где сидел я. Опустившись на одно колено, он возгласил:

— Батюшка, ты, коий столь долго был надеждой и опорой земли Русской, ее защитой, се добрым хозяином, обскажи мне, твоему сыну и новому государю, как мне землею править?

Весь собор замер. Да и я тоже, если честно. Чего говорить-то? Нет, сказать бы надобно многое, но что-то тайно, так, чтобы понял, то есть на нечто, нам обоим памятное, сославшись, а о чем-то и вообще поведать как о его собственной задаче, искать пути к решению коей надобно ему самому. А вот так, при всех, в соборе?.. А потом вдруг вспомнил о так называемом Завещании Петра Великого[39], коим так любят размахивать ярые русофобы во всем мире. И решил — пусть так. Пусть услышат все. Здесь. И врать либо туману наводить — не буду. Просто всего, что надобно, здесь не скажу, а скажу потом — наедине.

— Что ж, сын. Просил ты моего отеческого слова — так слушай. И детям своим передай. И накажи, чтобы они своим детям о сем рассказали. — Я сделал паузу и продолжил: — Земли наши моим да народа русского радением за время моего царствования изрядно прибавились. Но все ли их мы своими считать можем? Нет. Поелику не те земли своими считать мочно, на коих твердой ногой стоит русский воин, а лишь те, на коих: пашет русский крестьянин. Посему множьте сколько возможно число русских людишек и расселяйте их на тех землях, кои желаете за собой удержать. Но не насильте в том никого. Уходит время, когда даточными людишками новые земли заселялись. Может, еще сколько-нито оно протянется, но не шибко долго. И не надо стараться его продлить. Лучше найдите, чем можно людишек в новые земли завлечь. На то и упирайте.

В соборе начался легкий гул. Среди иностранцев, присутствовавших на церемонии, русский знали немногие, хотя учить его в Европе уже начали. Ученые, особливо медики, — эти учили едва ли не поголовно. Хотя и среди знати многие интересовались. Я же продолжил:

— В немецких странах много еще войн будет. Не лезьте в них без разбору. Не о славе и возможности доблесть проявить да еще какие земли к государству присоединить думайте, а о том, чтобы людишек поберечь да от ворога и иной напасти их оградить. Вот ежели такие найдутся, что сами на нас нападут, а даже и только восхотят сие сотворить — тогда бейте. И не останавливайтесь, покамест так не сделаете, чтобы николи более с сей стороны нам никаких угроз не исходило. А сами — не смейте. Не надобно нам в немецких краях ни земель, ни народов под руку, ничего остального…

Вот так-то вот. Нет у нас в Европе никаких военно-экспансионистских устремлений. Тем более что это абсолютная правда. Никого завоевывать нам не надобно. Упаси господь! Так и запишите. А вот ежели в процессе того, как мы от каких на нас напавших татей отбиваться будем (а таких еще столько будет, что мама не горюй), чего-нито как-нибудь само к рукам прилипнет — так извините-подвиньтесь, граждане. Вас к нам сюда никто с этим дрыном, мечом именуемым, не звал. А коль сами приперлись — не обижайтесь…


38

«Манифест о вольности дворянства» Петра III и принятая в его развитие «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» Екатерины II — документы, сделавшие дворянство (то есть служилое сословие) шляхетством (то есть не столько служилыми, сколько привилегированным сословием) и вследствие этого разрушившие психологическую основу социальной системы русского государства. После принятия этих документов в России резко возросло число крестьянских бунтов, так как крестьяне, ранее достаточно спокойно относившиеся к своему «тяглу», не могли понять, почему «служилых» от их «тягла» освободили, а остальных — нет.

39

Завещание Петра Великого — сфабрикованная во Франции приблизительно в начале XIX в. фальшивка, «доказывающая» агрессивную устремленность России. Особую убедительность тексту придавало то, что часть из изложенного действительно являлась задачей Русского государства, а кое-что к моменту опубликования документа даже было осуществлено. Однако при строгом анализе становится понятно, что в документе употребляются термины, нехарактерные для русского языка времен Петра (например, «левантийская торговля»), часть так называемых задач во времена Петра вообще не стояла, а часть явно выраженных устремлений времен Петра (например, установление и развитие отношений с Нидерландами и Китаем) в документе вообще не упомянута.

  126  
×
×