127  

— Берегите веру православную. Корень наш православный берегите. Ибо в нем есть сила земли русской. И иного нет и не будет. Вижу я, что многим вас и потомков ваших иные иноземцы смущать будут, де знание тайное, лишь самым лучшим и одаренным открываемое, им ведомо, но то лишь от лукавого. Никакое тайное, что вере вперекор идет, к добру не приведет. — Это легкая прививка против масонства. Может, поможет. Они же любят в тайны да мистику играть. Только, пожалуй, стоит еще что-то сказать насчет того, чтобы вера и технический прогресс в конфликт не вступали. Сейчас-то мы хорошо понаддали, но отстать — раз плюнуть. Токмо притормози… В церковной-то среде я над этим поработал, хотя насколько той моей работы хватит — не знаю, а вот так, в общем, для всей страны, пока еще ничего не сказано. — Эвон оглянитесь вокруг. Рази нам вера мешает куда как хлеще иных прочих и науки развивать, и машины всякие, работу людишкам облегчающие, придумывать и строить? Вот так и науки и умения двигать надобно. О сем первом завещаю вам заботиться. Ибо ежели науку и розмыслов в загоне держать — государство наше быстрее рухнет, нежели если войско в небрежении содержаться будет. Но не противу веры сие делать надобно, а вместе с ей…

Так, теперь надо пройтись насчет иммиграции. Насколько я помню, в те же США из Европы едва ли не шестьдесят миллионов человек эмигрировало. Сравнимо с тем, сколько ныне во всей Европе народу живет. А мне кто-то из моих партнеров-юсов рассказывал, что в конце восемнадцатого века народу там жило куда как меньше, чем в той же Великобритании. Менее четырех миллионов человек. А потом народишко-то и повалил — от нищеты, от войн, от эпидемий. Вот бы сделать так, чтобы весь, ну или большая часть этого людского потока к нам бы рванула. При той демографической политике, основы которой я заложил, за следующие триста лет они все здесь напрочь обрусеют…

— В нашей стране множество народов живет. И тех, кто, на своей земле оставаясь, в государство русское вошел, и кто свой волей либо войной да бедой гонимый из своих родных мест к нам приехал. Все они — братья нам, русским. Не отделяйте их от себя. Ибо сказал Христос — нет для меня ни еллина, ни иудея. Зовите их к себе, сажайте за стол, а коли дом рядом захотят поставить — помогите им в сем. А главное, — я сделал паузу и воздел кверху палец, — помните, что корона — это не отличие, не привил ей какой и не индульгенция, кою у латинян можно было за серебро купить и тем от любого греха укрыться, а тягло. И над государем русским токмо два господина есть, перед коими ему ответ держать, — Господь на небе и народ русский на земле. И каждый из них рано или поздно, но непременно спросит: а как ты, государь, свое тягло сполнял? И горькой будет участь того государя, коий не сможет добрый отчет за свои дела дать. — Я замолчал и, сделав три шага вниз по ступенькам, торжественно благословил сына.

Запомнил он чего или нет — неважно. После прочитает. Я знал, что Пошибов посадил на хорах несколько дьяков, коим велено было весь ход церемонии записывать. А тако ж и двух или трех художников, кои должны были позже написать картины. Так что ежели кто чего не запомнил, будет чем память освежить. И иноземцам списки сей речи на их языках вручим. Чтобы не напутали ничего. И чтобы их народы знали, что в случае чего на Руси их ждут и им рады. Авось кого-нито сия информация подвигнет не за океан, а в другую сторону тронуться…

Шанс поговорить с сыновьями наедине выпал токмо через шесть дней, когда основная часть празднеств уже отгремела. Пошибов уже доложил мне, что некоторые из моих подданных, недовольные изменениями в своем статусе, закрепленном в принятом на Земском соборе Уложении о порядке дворянской службы, имели приватные беседы с несколькими иноземными посланниками. Восхотели, блин, не токмо все по старине вернуть, а и вообще сделать, как в Европах. Мол, хочешь — служи, хочешь — нет, а землица все одно твоя. И над крестьянами что хошь, то и твори. Вплоть до права первой ночи. Ну что ж, пусть то, что при новом царе по рогам могут не хуже, чем при старом, надавать, на своей шкуре ощутят. Хотя сынку-то, пожалуй, посложнее будет. У него нынче моими усилиями правовое поле реагирования куда как поуже будет. Я-то мог любого своей волей Амур-реку или, там, Сахалин искать отправить, а ему теперь такое токмо через суд можно. Ну да ничего. Энти-то заговорщики у нас из молодых, то есть покамест еще непуганые. А у Пошибова система налажена как часы, и за доказательствами для суда дело не шибко задержится. А то Федька-то уже картографировал и Алеутские острова, и большую часть побережья Аляски. Заселять пора. Я одним из последних своих указов распространил на сии территории все те льготы, коими завлекал русских на Север, дабы разбавить русскими переселенцами насильно вывезенных туда шведов. Ну там хлебное и денежное жалованье, освобождение от тягла на долгий срок, окромя содержания воинского гарнизону, и так далее. На Аляске и Алеутах уже было заложено восемь острогов, вокруг которых шло расселение первых русских переселенцев, число коих, по последним докладам, пришедшим голубиной почтой, еще, правда, токмо подбиралось к тысяче душ. Ну не считая военных. Впрочем, тех тоже было немного. Не с кем там покамест воевать было. Так что есть куда ехать, есть…

  127  
×
×