21  

Еще несколько слов из книги Холла о «Святейшей Тринософии» и ее истории: «Представленная в этой книге первая публикация и перевод (на английский язык) „Святейшей Тринософии“ является первой возможностью получить в свое распоряжение труд, отображающий в привычно завуалированной и символической манере эзотерические учения Сен-Жермена и его учеников.

«Святейшая Тринософия» — это рукопись с шифром MS 2400 во Французской библиотеке в Труа (Troyes). Труд невелик по размеру, он состоит из 96 страниц, исписанных только с одной стороны. Почерк писца превосходен. За вычетом некоторых погрешностей в пунктуации и диакритических знаках, его французский является академически правильным и драматически выразительным, кроме того, текст украшен многочисленными рисунками и фигурами, хорошо прорисованными и блестяще раскрашенными. В дополнение к иллюстрациям на титульном листе имеются также маленькие символические значки в начале и конце каждого из разделов. Внутри французского текста вкраплены буквы, слова и целые фразы на нескольких древних языках. Некоторые из находящихся там символов и фигурок напоминают египетские иероглифы, а некоторые из слов — значки клинописи. В конце рукописи есть номера страниц, написанные причудливыми цифрами, возможно, это код, использовавшийся в тайной общине Сен-Жермена. Работа, вероятно, выполнена в последней четверти XVIII века, хотя большая часть материала восходит к относительно более раннему периоду.

Об истории этой рукописи, к сожалению, известно очень мало. Знаменитый мученик-масон, граф Алессандро Калиостро, захватил эту книгу с собой в свою злосчастную поездку в Рим. После заключения его в крепость Св. Льва (Сан Лео) следы манускрипта на время теряются. Каким-то образом литературные труды Калиостро попали в руки генерала наполеоновской армии», — пишет М. П. Холл. Затем, как установил уже другой современный исследователь, Рене Алло, автор предисловия и редактор научного издания «Тринософии» на французском языке, с полным воспроизведением оригинальной рукописи, эти книги перешли к его сыну, князю Массена, в чьей библиотеке и была обнаружена рукопись, о которой мы сочли уместным столь подробно рассказать.

Глава 10

Адепт, ученики и ложи

Признав равными радость и скорбь, достижения и неудачи, победу и поражения — вступи в битву! Так ты избегнешь греха.

«Бхагавад-Гита»

Эта глава практически неразрывно связана с предыдущей и прямо проистекает из нее. Невозможно говорить про адепта и не иметь при этом в виду его учеников. И мнимая смерть Учителя делает учеников еще более деятельными, еще более ответственными за свои помыслы и поступки, и таинственная завеса, отделяющая загадочное имя от обывателя, делается еще более плотной.

О Калиостро в «Теософском Словаре» Е. П. Блаватской говорится: «:знаменитый адепт, настоящее имя которого, как утверждали (его враги), было Жозеф Бальзамо».

Помимо графа Калиостро, у Сен-Жермена были и другие не менее знаменитые ученики и сподвижники. В частности, Сен-Жермен стоял у истоков рождения теории Фридриха Антона Месмера о животном магнетизме, т. е. у истоков того самого месмеризма, явления которого затем столь ярко описали Эдгар Аллан По и Елена Петровна Блаватская. Присутствие и направляющая рука Сен-Жермена ощущались и в «Ордене Всемирной Гармонии», основанном Месмером в Париже в 1783 году. Вот что говорит о Месмере «Теософский Словарь» (вышедший впервые в 1892 году): «Он был посвященным членом Братств „Fratres Lucis“ („Братья Света“) и „Луксор“, египетского ответвления последнего. Именно совет „Луксора“ избрал его — согласно указам Великого Братства — для деятельности в XVIII столетии с целью просвещения небольшой части западных народов в области оккультного знания. Именно Сен-Жермен наблюдал за развитием событий в этом случае; а позднее Калиостро был послан для содействия… Из этих трех людей, которые сперва считались шарлатанами, Месмер уже реабилитирован. Оправдание двух других последует в следующем столетии». Это оправдание произошло на страницах Учения Живой Этики и писем Е. И. Рерих, хотя для обывателя все они по-прежнему носят ярлык авантюристов и шарлатанов.

Между прочим, преследование людей, чьи знания превосходили уровень подавляющего большинства, далеко не всегда хорошо кончалось для преследователей. И костры инквизиции, если говорить о Средних веках, часто становились погребальными кострами для тех, кто их зажег. Вот один из примеров, связанный со знаменитым и трагическим Орденом тамплиеров.

  21  
×
×