152  

Варяжское море — Балтийское (др. — рус.).

Венды — скандинавское название балтийских славян.

Верста — русская мера длины, 1066, 8 м (500 саженей). До XVIII века существовала еще «межевая» верста, равная двум обычным. «Верста» родственна слову «вертеть» и первоначально обозначала «один оборот плуга», «расстояние, которое пропахивается за один раз в одну сторону». «Верста» означала также «ровесник»; не случайно мы теперь говорим «сверстник».

Вершок — древнерусская мера длины, равная 4, 45 см; это слово родственно слову «верхний», поскольку первоначально вершок равнялся длине верхней фаланги указательного пальца.

Весь — 1) небольшое селение, а также часть древнерусского города, образованная влившимся в его состав поселением. Ср. современное выражение «по городам и весям»; 2) финно-угорское племя, предки современных вепсов.

Вече — народное собрание у древних славян. Наибольший след в истории оставили, конечно, собрания крупных «административных единиц»: хрестоматийный пример — вече средневекового Новгорода. Однако в большом городе свое вече могло быть и на отдельной улице, и в отдельном конце. «Вече» родственно слову «совет» и означает «обсуждение», «совместный разговор».

Взметное слово (позднее — грамота) — уведомление о разрыве мирных отношений, объявление войны.

Видок — «тот, кто видел», свидетель в древнерусском суде.

Викинг — в древней Скандинавии члены морской дружины, занимавшейся разбоем и торговлей. Ученые по-разному истолковывают это слово. Наиболее приемлемым кажется значение «живущий не как все», «ушедший из дому».

Виса — у древних скандинавов короткое стихотворение «к случаю». Сочиняли их порой в обстоятельствах с нашей точки зрения невероятных. В сагах можно найти весьма характерные сообщения типа: «…и тогда он выдернул попавшую в сердце стрелу и сказал по этому поводу вису, а потом упал и умер…» Или: «…и тогда они услышали, как в горящем доме, в огне, кто-то сказал вису…» См. также Скальд.

Витязь — профессиональный воин, член дружины, прославивший себя воинскими подвигами.

Влазня — «прихожая» в большой избе.

Водимая — в эпоху многоженства главная, старшая жена.

Волос (Велес) — в славянской мифологии божественный противник Перуна, чудовищный крылатый змей, сохранившийся в сказках под именем Змея Горыныча. Иногда он оборачивался смерчем, способным высосать целое озеро; отсюда его прозвище — Сосун (а также Смок или Цмок). Согласно преданиям, некогда Волос похитил молодую жену Перуна и украл с неба Солнце, а у людей отнял скот и «залег» земные воды, лишив поля плодородия; так продолжалось много лет, пока Перун не сразился с ним и не восстановил справедливость. Однако Волосу приписываются не только отрицательные качества. Он — покровитель песнопевцев, у него можно допроситься достатка и урожая. Ученые полагают, что Волос — это воплощение стихийных, необузданных начал в природе и животной стороны в самом человеке; недаром сказания называют Волоса «Скотьим богом» (что иногда трактуется как «Бог скота», но на самом деле значит «Бог животного царства»). Ничего «злого» в природных стихиях нет, только следует помнить, что без разумного присмотра они могут наделать беды…

Волхв — славянский жрец, языческий священник.

Ученые полагают, что первоначально этим словом обозначали только служителей Волоса, за их обыкновение одеваться в «волохатые» шубы мехом наружу (т. к., согласно верованиям. Волос часто представал смертным в облике медведя). К описываемой эпохе «волхв», вероятно, сделался общим термином для всего жречества.

Ворон — см. Один.

Вороп — разведка (др. — слав.). Наворопник — разведчик (отправить кого-либо «на вороп»).

Восточное море — Балтийское (др. — сканд.).

Восточный путь — у викингов 1) морской путь из Скандинавии на Русь и далее «в арабы» и «в греки»;

2) страны на этом пути.

Вотола — род плотной, толстой льняной ткани, а также название плаща, сделанного из нее.

Всеотец — один из часто употреблявшихся титулов Одина. Древние скандинавы действительно считали его родоначальником всех богов и людей.

Всход — лестница (др. — слав.).

Вурдалак — в описываемую эпоху этого слова не существовало. Его ввел в литературу А.С.Пушкин, не вполне (по мнению ученых) корректно объединивший двух персонажей славянского фольклора: волкодлака — волка-оборотня, и упыря — «нечистого» мертвеца, встающего по ночам, чтобы пить кровь живых. «Научная неточность» Пушкина, тем не менее, настолько точна литературно, что авторы сочли возможным ею воспользоваться.

  152  
×
×