143  

В числе первых, кроме Тульского оружейного завода, ордена Трудового Красного Знамени удостоились Охтинский и Шостенский капсюльные заводы – за выполнение заказа на производство винтовок и патронов и обеспечение фронта в условиях Гражданской войны оружием и боеприпасами.

Через год орденом Трудового Красного Знамени была награждена Дагестанская АССР – за проявленные трудящимися республики «величайшую энергию и сплоченную работу по прорытию оросительного канала протяженностью около 50 верст силами местного населения в порядке многолюдных субботников».

Первым персональным кавалером ордена Трудового Красного Знамени 28 июля 1921 года стал Н.З. Менчуков – крестьянин села Чигиринки Гомельской области. В ночь с 19 на 20 марта у строящегося моста образовался ледяной затор, который не могли взорвать даже динамитом. Н.З. Менчуков добровольно спустился на лед и с риском для жизни разбил затор вручную.

В числе первых кавалеров-орденоносцев был и машинист паровоза Ф.П. Казанцев, награжденный за изобретение железнодорожных автоматических воздушных тормозов новой системы. Среди первых награжденных был и 14-летний паренек Миша Алымов, представленный к этой высокой награде в январе 1922 года Курским губернским исполкомом «за образцовое ведение хозяйства и досрочную сдачу продналога».

Вслед за Российской Федерацией ордена Трудового Красного Знамени учреждаются и в других советских республиках, например, в Азербайджанской ССР и Хорезмской Народной Советской Республике. В январе 1922 года орденом Трудового Красного Знамени Хорезмской Народной Советской Республики был награжден В.И. Ленин. Вместе с ним были награждены М.И. Калинин – председатель ВЦИК и Г.В. Чичерин – народный комиссар иностранных дел РСФСР.

После образования СССР эти ордена продолжали существовать[81], но в сентябре 1928 года Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР был учрежден орден Трудового Красного Знамени СССР – «для ознаменования исключительных заслуг перед Союзом в области производства, научной деятельности, государственной или общественной службы». Автором проекта нового образца ордена стал скульптор В.В. Голенецкий.

Новый орденский знак представлял собой круг в виде зубчатого колеса, по ободу которого располагался позолоченный венок из колосьев ржи. Центральная часть орденского знака опиралась на красный эмалевый треугольник без основания. В центре знака помещалось изображение гидроэлектростанции на водоподпорной стене, перед устоями которой синей эмалью изображалась протекающая река. В середине скрещивались позолоченные серп и молот, а над гидроэлектростанцией взметнулось красное эмалевое знамя со сделанной позолоченными буквами надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Зубчатое колесо в нижней своей части опиралось на изогнутую планку с небольшой шестеренкой в центре, по обеим сторонам которой шла надпись позолоченными выпуклыми буквами: СССР[82].

В СССР первыми награжденными орденом Трудового Красного Знамени стали В. Федотов, А. Шелагин и М. Квятковский, механики Военно-воздушных сил, удостоенные этого знака отличия за активное участие в спасательной экспедиции по розыску дирижабля «Италия», потерпевшего крушение близ острова Шпицберген.

А 1 августа 1928 года Президиум Моссовета обратился в ЦИК с таким ходатайством:

Субботники вошли в историю тяжелой, но победоносной борьбы рабочего класса за свое освобождение как памятник великого пролетарского подъема и как символ будущей работы пролетариата в деле строительства государства свободного труда. Считая, что в этом деле крупная заслуга перед Революцией принадлежит рабочим депо станции «Сортировочная» Московско-Казанской железной дороги, впервые организовавшим в 1919 году субботники для ремонта паровозов под воинские поезда и транспорты хлеба и тем самым положившие почин трудового единения рабочего класса для защиты революции, – Московский Совет РК и КД ходатайствует перед Президиумом ЦИК о награждении депо станции «Сортировочная»… орденом Трудового Красного Знамени [83].

Особым Постановлением от 11 марта 1929 года орденом Трудового Красного Знамени СССР была награждена Н.К. Крупская – советский государственный и партийный деятель, ближайший помощник и жена В.И. Ленина.

В 1932 году этой награды удостоился экипаж советского ледокола «Александр Серебряков». Сейчас по Северному морскому пути, кратчайшей водной дороге из Европы в Азию, беспрепятственно ходят караваны судов. А до 1932 года ни один корабль без зимовки не мог пройти по этому пути за одно короткое полярное лето, хотя попытки такие делались не раз. Первым за одну навигацию – 65 суток – от Белого моря до Баренцева пролива прошел ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Правда, и он, уже израненный во льдах и к тому же с остановившейся машиной, последние километры прошел под самодельными брезентовыми парусами. Но все же прошел! После этого исторического рейса и началось регулярное освоение неприступной Арктики.


  143  
×
×