257  

В Анкоридже сменился экипаж. Он оказался необычайно большим: вместо 18 — 29 человек. Что это были за люди и чем они занимались в полете? Во всяком случае, пассажиров, которых набралось всего 240 вместо обычных 350, они не обслуживали и не развлекали.

Еще один маленький, но чрезвычайно примечательный штрих. Летчики команды, летевшей в Сеул, как обычно, застраховались, но на этот раз на очень большие суммы. Почему бы это? Не плата ли за риск?

Командиром нового экипажа стал полковник резерва ВВС Южной Кореи, один из лучших корейских летчиков Чун Бун Сун. Он не был новичком на линии Анкоридж — Сеул, работал на ней пять лет и мог провести по ней самолет, как говорится, с закрытыми глазами. О его личных качествах говорила кличка «человек-компьютер», настолько блестяще он разбирался в электронике, и характеристики, которые давали ему знавшие его люди: агрессивный тип, всегда готовый на риск и не признающий никаких компромиссов. В качестве аса он принимал участие во многих воздушных парадах, налетал более 10000 часов. Как специалист высокого класса характеризовался и второй пилот Сон Дон Вин. Но на самолете был и еще один «пилот» — это ИНС (информационная навигационная система). Она представляет собой одно из крупнейших достижений XX века в области электроники. В систему входят три компьютера, дублирующие друг друга, так что, если два из них по какой-то причине откажут, третий будет продолжать вести самолет с удивительной точностью, при которой отклонение составит не более одной мили на 5000 миль пути. Чтобы исключить влияние «человеческого фактора», программа записывается на дискеты и вставляется в компьютеры готовой. После этого проводится ритуальная процедура проверки: бортинженер прокручивает дискету на своем компьютере, а первый и второй пилоты на своих компьютерах проверяют соответствие программы плану полета. На этот раз в Анкоридже все это было проделано, но почему-то делалось на 40 минут дольше, чем обычно, заставляя поволноваться ожидавших взлета пассажиров.

Произошло и еще одно, не замеченное посторонними, необычное и необъясненное событие. Оно касалось заправки самолета горючим. Обычно количество горючего рассчитывается компьютером с большой точностью, с учетом загрузки самолета, скорости, ветра, температуры и необходимого аварийного запаса. Это количество печатается на принтере и вносится в план полета. При этом пилоты никогда не делают своих поправок. Однако Чун Бун Сун неожиданно перечеркнул заявку ЭВМ и потребовал залить дополнительно 5 тонн горючего, что и было сделано. И это при том, что корейская авиакомпания борется за экономию топлива и считает буквально каждый галлон.

Итак, уже к моменту старта можно было насчитать немало «мелочей», каждая из которых могла бы и не обратить на себя внимание, но которые после всего случившегося в своей совокупности стали грозным предзнаменованием: «перебор» с числом членов экипажа при меньшем чем обычно числе пассажиров, крупная страховка летчиков, 40-минутная задержка, связанная с программированием полета и, наконец, 5 тонн дополнительного топлива.

И еще одна деталь: через 14 минут после старта рейса 007 с аэродрома в Анкоридже поднялся самолет рейса 015, идущий тем же маршрутом в Сеул, и долгое время самолеты шли почти рядом, пока их пути не разошлись навеки.

Помимо ИНС на «Боинге» были и другие навигационные средства, в том числе радиоаппаратура наведения на наземные радиомаяки, в частности на радиомаяк в поселке Бетел, к юго-западу от Анкориджа.

Американские власти всячески препятствовали ознакомлению с любой документацией, связанной с рейсом 007. Однако кое-что лежало на поверхности. Установлено, например, что лайнер начал отклоняться от курса сразу же после вылета. Через 50 минут после старта 007 доложил, что прошел Бетел. На самом деле самолет прошел на 18 километров севернее. Казалось бы, пустяк для такого продолжительного маршрута. Но это направление уже вело самолет вглубь советской территории. Он летел в сторону района, который на навигационной карте находился за толстой чертой. Вдоль всей черты шла надпись: «Внимание! Самолет приближается к зоне, где он может быть обстрелян без предупреждения».

Если бы самолет шел по курсу, запрограммированному ИНС, то отклонение от курса над Бетелом могло составить не более 100 метров! Не большее отклонение дал бы и автопилот, наведенный на маяк Бетела. Напрашивается вывод: пилот умышленно отключил радионавигационное оборудование и вел самолет вручную! Ведь не могло же оборудование полностью выйти из строя, а экипаж даже не заметил этого. Как не мог не заметить и того, что радар и компас свидетельствуют о том, что они пересекают совсем не ту точку на побережье Аляски, которую должны были бы пересечь, следуя по своему маршруту, носящему красивое имя «Ромео-20». Ведь радар четко показывал очертания побережья Аляски.

  257  
×
×