99  

Мрак вошел на первый этаж и сразу же с облегченным вздохом повалился в кресло. На столе тут же возникли бутылки с прохладительными напитками, а также пиво, джин с тоником, кое-какая еда, ваза с солеными орешками. Олег садиться не стал, прислонился спиной к ограждению, лицо оставалось таким же напряженным, как и на яхте.

Из дальней комнаты выскочили опоздавшие: Барсик и щенок без имени, пока просто Щенок, как его звал Мрак. Оба прыгали, повизгивали, требовали внимания, Барсик вообще упал на спину и требовал погладить его по животику.

Мрак подхватил их обоих на колени, по мановению его длани на стене появилось широкое окно телеэкрана, замелькали новости, Олег равнодушно отмахнулся:

— Не надо. Я слежу. Взгляни на Норберга, что он сейчас вещает?

Мрак снова величественно повел кистью, хотя можно и без таких эффектов, достаточно легкого волевого усилия, на экране возник тучный человек на трибуне, почему-то за спиной деревья, перед трибуной не меньше сотни вполне респектабельных мужчин и женщин, явно знать, пахнет большими деньгами и властью.

Прислушавшись, Мрак поморщился:

— Постиндустриальное общество, посткапиталистическое, научное, телематическое… Мне, правда, больше всего нравится определение Бартнета:. Но и постисторическое тоже неплохо, как и вообще пост-цивилизационное, как предложил именовать Боудинг. Это даже лучше, чем постпротестантское или постэкономическое, но хуже, чем зачеловеческое, которое придумал ты…

Олег сказал язвительно:

— Хвалишься, что все запомнил?

— Нет, вспоминаю прошлый век, когда какие только гордые эпитеты ему не вешали: атомный, век химии, век полимеров, век великих строек, век… в конце концов назвали веком компьютеров и веком Интернета, но тут век и кончился. Теперь уже никак не называют, разговор идет об обществе в целом.

Олег смолчал, обкатывая мысль, что переход к следующему веку уже начался в том, что промышленность переходит от массового производства к мелкосерийному. А это стало возможным только благодаря компьютерным технологиям. Индустриальная эпоха создала массового человека: сотни миллионов людей просыпаются в одно и то же время, завтракают одинаковым набором продуктов, разом покидают дома и устремляются в одинаковых автобусах и метро на работу. Отработав, возвращаются в одинаковые дома, где снова едят стандартный ужин, смотрят одни и те же телепрограммы, читают одни и те же газеты, а потом в один и тот же час с соседями выключают свет и ложатся в одинаковые кровати спать.

Постиндустриальное время характерно уже тем, что телепрограмм стало сотни, а через Интернет можно смотреть вообще тысячи, на службу зачастую можно не ходить вовсе, а результаты сбрасывать по емэйлу, в продуктах дикое разнообразие, такое же разнообразие во всех материалах, вообще во всем и везде.

Мир снова дробится на племена, что уж совсем дико для нормального человека, но это так. В то время как мир вроде бы идет к неизбежной глобализации — вежливый эвфемизм американизации, — маргинальные субкультуры вышли из подполья, выдвинулись на передний план, и как это ни дико, но все эти национальные, сексуальные, религиозные и прочие меньшинства в целом уже в большинстве! Человеку стало наплевать на принадлежность к "группе, скажем, Родине. Это понятие слишком велико и уже неподъемно для обленившегося и развращенного мозга, ему важно быть, принадлежать к малой группе, скажем, группе наркоманов, где он свой, здесь единомышленники, здесь черпает удовольствие.

Собственно, это и есть новые племена со своей особой культурой, зачастую идущей вразрез с общей культурой нации. Правда, вся нация уже представляет из себя вот такое сообщество культур, если их так можно назвать, ибо практически всегда эти племенные культуры маргинальны, гораздо ниже общей культуры нации. Это относится, конечно, только к Западу, на Востоке картина иная, но Восток настолько отстал от Запада, что его на исторической арене можно не рассматривать: как только нанотехнология создаст ассемблеры, исчезнет понятие не только Востока, но и Запада, хотя от западной культуры в обществе залюдей будет все же больше.

Интернет и новые технологии стирают границы между странами и народами, нет, между странами еще остались, но уже по большей части только на карте, вот Европа уже объединилась, все вроде бы сливаются в единую сверхнацию, но одновременно прочерчиваются новые границы уже внутри этого сверхгосударства. Виртуальное общение позволяет установить связь с единомышленниками по всему миру. Так, к примеру, сыроеды видят, сколько их, оказывается, много, сплачиваются в одно племя, даже если живут на разных континентах. У них уже есть своя культура, свои ценности, резко отличающиеся от ценностей окружающего народца, на который посматривают со сдержанным презрением, те ведь просто животные, не могут обуздать свои страсти, а вот мы — выше, мы — избранные.

  99  
×
×