11  

Улыбайтесь, ведь кто-то может влюбиться в вашу улыбку.

А ко всему, что происходит в жизни, относитесь с юмором. Добрая шутка – надежный помощник в установлении доброжелательных и доверительных отношений с людьми. Учитесь у красноречивых аудиалов. Они – прекрасные собеседники и рассказчики.

Но юмор всегда должен оставаться лишь приправой к основному блюду, не становясь кормом и жвачкой для ушей.

Поэтому, искрометно блистая остроумием, не забывайте про несколько запретов.

Итак, табу:

– шутки ниже пояса;

– черный юмор;

– использование нецензурной лексики;

– затрагивание религиозных и национальных чувств.

ОДЕВАЙТЕСЬ… КАК ПРИНЯТО

Главное – одеваться соответственно вашему окружению на службе, не выбиваясь из контингента работников вашего уровня. Одежда должна демонстрировать вкус. Учитесь у визуалов. Они отлично чувствуют корпоративный стиль. Вернее, это они его и создают.

В одежде делового человека не должно быть ничего лишнего и кричащего, никаких сочетаний несочетаемого. Эклектика и бидермайер должны остаться для отпуска, шоу и неформатных вечеринок. Деловые костюмы сдержанных тонов из натуральных тканей хороши и для мужчин, и для женщин.

И это неплохо. Люди – коллективные существа. В глубине души каждому хочется почувствовать себя частью отлаженного, хорошо работающего, надежного механизма. А корпоративный стиль лишь подчеркнет, что вы – часть одной команды. Лучшая ее часть.

ГОВОРИТЕ И ПИШИТЕ ХОРОШИМ ЯЗЫКОМ

Ошибки в устной и письменной речи, акцент, неправильные ударения и согласования времен, неверно использованные падежи, множество иностранных слов и специальных терминов, повышенные тона, шепот, междометия, изобилие вводных слов отвлекают от главного – от сути разговора. В деловой речи во всем хороша мера – золотая середина. Проще говоря, будьте блестящим аудиалом.

Все, что вы говорите и пишете, должно быть изложено хорошим языком, грамотно. Умение человека грамотно говорить влияет в целом на его образ. От умения общаться часто зависят шансы заключить контракт. Деловому человеку, для того чтобы преуспеть, надо овладеть и искусством риторики, то есть мастерством красноречия. Очень важно следить и за дикцией – произношением и интонацией. Никогда в деловом общении не употребляйте жаргонных словечек и оскорбительных выражений; учитесь слушать других и при этом показывать, что вам интересно.

В жестах и манерах также хороши уверенность и сдержанность.

Визитная карточка в деловой жизни

Мир меняется каждый день. В нем меняются и правила игры. За последние годы у нас здорово изменилось представление об идентификации себя и других в социуме. Удостоверением нашей личности раньше являлись некие легитимные бумаги государственного образца – паспорт, военный билет, водительские права, диплом о высшем образовании. Сегодня же появились бумаги нелегитимные – удостоверения личности, которые документом вовсе не являются, однако присутствуют буквально у каждого, – визитные карточки. На моем рабочем столе лежат как минимум три комплекта подобных карточек. В одной референтной группе я представляюсь как драматург и член различных писательских союзов. В другой как практикующий психолог. В третьей как фотохудожник… или журналист… или директор по развитию туристической компании. Одно не исключает другого, а второе не вступает в конфликт с третьим. И ничто не является ложью. Это просто разные грани моей личности. Я, как человек эпохи постмодерна, считаю, что мир непознаваем. И я как личность тоже непознаваема до конца. Ни одна из моих граней не является более истинной, чем другая. Я агностик.

В это время на другой улице в своем офисе сидит человек, у которого один комплект визитных карточек. И он – человек эпохи модерна. Он гностик. Он четко определился со своей картиной мира и с гранями своей личности. Он разобрался со своей идентификацией. И ему окончательно и бесповоротно понятно, что он следователь прокуратуры Петров Игорь Семенович.

Разница в понимании мира никогда не помешает нам совершить модный и необходимый для делового общения в современном мире ритуальный обмен визитками. И будет у меня в визитнице лежать портрет следователя Петрова, а у него – один из моих портретов. Хотя на самом деле на всех своих фотографиях я неузнаваемо разная.

Для чего я все это говорю? Для того чтобы осознали, что существует две большие разницы – представлять себя или компанию, структуру, к которой принадлежишь. Представляя себя как личность и художника, представляя себя как замкнутую на себе самой систему, я могу позволить себе гораздо больше вольностей в создании визитки, чем человек, являющийся частью системы, винтиком в механизме большой корпорации. Будучи элементом структуры, человек вписывается в законы корпоративной культуры, и его визитка становится похожей на строгий офисный костюм: хорошая плотная бумага, минимальный набор цветов, логотип организации, Ф.И.О., должность, адрес, контактные телефоны. Визитка с двусторонним текстом: на русском языке с одной стороны и на иностранном, чаще всего английском, – с другой. Или, что предпочтительней, отдельные комплекты с односторонними текстами на русском и иностранном языках (ведь использование визитки на родном языке делового партнера – проявление уважения к нему). Человек творческой профессии может позволить себе много больше. В моей коллекции есть визитка художницы, исполненная на холсте. Есть визитки металлические и пластиковые. Есть деревянные. Однако нет ничего более удобного, чем простая односторонняя бумажная визитка, на оборотной стороне которой можно делать любые пометки.

  11  
×
×