40  

2. Изменение содержания.

Используя какую-нибудь другую субмодальность, смените содержание старого нежелательного убеждения на содержание нового, желательного. Используйте то, что она уже делает, или любой постепенный непрерывный метод. Например, если в сомнении картинки у нее прыгают туда-обратно, она может прыгнуть из старого содержания в новое. Вы можете заставить картину старого убеждения отодвинуться так далеко, что невозможно будет разобрать, что там; потом вернуть ее обратно с образом нового убеждения. Вы можете сделать картинку столь яркой или темной, что старое содержание исчезнет, а потом вернуть ее в прежнее состояние с новым содержанием. И т. д.

3. От сомнения к вере.

Сохраняя новое содержание, превратите сомнение в убеждение путем обратного изменения тех же субмодальных характеристик, которые вы использовали на шаге 6. Если перемещение вправо превратило старые убеждения в сомнения, то теперь вы перемещаете картину обратно влево, чтобы превратить новое содержание из сомнения в убеждение. Делая это, будьте очень внимательны к любому «сопротивлению» или трудностям, возникающим у вашего партнера. Если новое убеждение плохо сформулировано или в нем есть какие-либо отрицания, какая-нибудь часть личности может ему воспротивиться. Если вы столкнулись с возражениями, отнеситесь к ним с почтением, соберите информацию и вернитесь на шаг 5, чтобы переопределить новое убеждение.


В. Проверка.

1. Существует несколько способов проверки. Вы можете спросить: «Как вы думаете об этом убеждении?» Запросите информацию о субмодальности и используйте несловесное поведение, чтобы подтвердить (или опровергнуть) словесный отчет.

2. Когда новая вера на месте, старая, возможно, сменит субмодальности на неверия. Если вы выясните, как теперь представлено старое убеждение, то сможете сравнить это с субмодальностями сомнения, которые можете определить, попросив человека подумать о чем-то еще, во что он совершенно не верит.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ УБЕЖДЕНИЙ

Люди, как правило, считают, что процесс изменения убеждений сложен и требует усилий. Однако в течение жизни люди часто естественным образом меняют сотню убеждений. В соответствии с теорией самоорганизации убеждения изменяются с помощью естественного цикла, в котором дестабилизируются те части системы личности, которые содержат существующие убеждения. Убеждение считается стержнем, вокруг которого организуется система. Когда система дестабилизирована, новое убеждение может занять свое место без конфликта и насилия. Затем система сама стабилизируется вокруг новой точки равновесия.

Человеку достаточно просмотреть цикл изменений, через которые он проходит в детстве, отрочестве и зрелости, чтобы найти множество примеров такого цикла. Когда мы проходим через служебные, дружеские или близкие отношения, мы вырабатываем убеждения и ценности, которые служат нам и дают возможность переходить к новой части жизненного пути.

Дисней и Эйнштейн давно признаны лучшими творческими умами современности. У обоих была очень хорошо развита визуальная модальность, и оба они проводили много времени в снах наяву, увлеченные своими внутренними кинофильмами. Эйнштейн вспоминал, что как-то на уроке математики он вообразил себя сидящим на луче света, и этот сон наяву привел его к «теории относительности». Эйнштейн обладал достаточной остротой восприятий, чтобы заметить, что его мысли порождаются образами. Он развил визуальную модальность, сдерживая слова и мысля одними картинками, тем самым сняв ограничения воображения. Уолт Дисней использовал мощное воображение, чтобы придумывать чудесные новые мультфильмы, и он также использовал звуки и движение, чтобы создавать в уме полный визуально-кинестетическо-аудиальный опыт для зрителей.

Зрительное воображение лучше подходит для разветвляющихся проблем. Язык ограничивает возможности. Все же во многих организациях, особенно в тех, которые сосредоточены на действиях и реакциях, недопустимо, чтобы тебя заметили просто смотрящим в окно. Способность «принимать решения на ходу» вознаграждается в организациях, ориентированных на действия, и сегодня – это очевидно – необходимо для менеджеров. Тем не менее качество решений, принимаемых «на ходу», зависит от способности переключать стили мышления во время разговора.

Следующее упражнение основано на творческой стратегии Уолта Диснея, которая уже была подробно разъяснена выше. Это упражнение поможет вам «включать» творческий подход именно тогда, когда это вам необходимо.

  40  
×
×