47  

Если ко мне приходят журналисты или клиенты на персональные консультации, то на столе сразу же наводится порядок. Я уважаю метапрограммные фильтры людей, которые дают мне возможность ощутить свою востребованность.

Что такое метапрограммы

Метапрограммы – это фильтры восприятия действительности, помогающие плыть в огромном потоке информации, поступающей к нам из внешнего мира. Ведь наше сознательное внимание ограничено магической цифрой 7±2 (т. е. мы способны фиксировать и анализировать от пяти до девяти процессов, событий, факторов, новостей).

Метапрограммы – это волшебные стражи, стоящие на воротах и пропускающие только самое интересное и полезное для нас сейчас (т. е. именно они регулируют, какое дело становится для нас важным, когда и что мы должны предпринять). Метапрограммы выявляют профиль предпочтений человека во всех областях, отвечают на вопрос, что для нас более ценно, на чем мы фокусируем внимание в процессе восприятия информации, над чем именно мы с большим удовольствием будем работать, что способны развивать и продвигать.

В отличие от многих других типологий и классификационных теорий (гороскопы, тип темперамента, соционика и др.) НЛП учитывает динамику изменений, происходящих в человеке по мере накопления жизненного опыта. Поэтому метапрограммный профиль человека – это не пожизненный фатальный сценарией. Разные фильтры проявляются у нас в разных контекстах (дома, на работе, в общении с друзьями), а предпочитаемые ценности с годами переосмысливаются.

Каждому человеку важно изучить основные метапрограммы и составить собственный метапрограммный профиль (портрет, похожий на картографию личности: я – оптимист, мечтатель, я соткан из противоречий, я сам, заточенный на возможности, достижения и движение к.), чтобы, исходя из своих склонностей, способностей и интересов, используя свои сильные стороны, достичь максимума. Каждому работодателю или руководителю звена (подразделения, предприятия) важно «считывать» метапрограммные профили сотрудников, чтобы сформировать отлаженный механизм производства, чтобы всем сестрам по серьгам, чтобы каждому работнику доставалась посильная задача и та сфера деятельности, где он может проявить себя наилучшим образом.

РЕМАРКА

Метапрограммы зависят от контекста. Человек может проявлять разные метапрограммы в зависимости от контекста.

Проявляемые метапрограммы зависят от состояния. В разных эмоциональных состояниях человек может проявлять разные метапрограммы. Любое изменение состояния влияет на проявляемые метапрограммы.

Метапрограммы существуют как тенденции и находятся в движении от одного полюса к другому. Метапрограмму можно представить как отрезок. В крайних точках находятся полюса. На полюсах холод и нет людей. Люди движутся по отрезку к какому-то полюсу, но не достигают его никогда. Можно проявлять один элемент дихотомии в 33 % случаев, и другую – в 77 %. Но так точно не измеряют, потому что больше информации даст различие контекстов, в которых они проявляются. Таким образом, если говорят, что у человека метапрограмма «мотивация К», то имеется в виду, что «мотивацию К» он применяет значительно чаще, чем «мотивацию ОТ». Или, скажем, есть метапрограмма «соглашатель – несоглашатель». Но нет людей, которые всему доверяют, со всеми соглашаются, никогда не протестуют. Как нет и тех, кто находится в бесконечном конфликте с миром. Просто кто-то чаще подвергает сомнению все, с чем сталкивается, чем другие.

«Свои» метапрограммы могут показаться естественными и правильными, а чужие – «ненормальными». На самом деле никакие метапрограммы не лучше и не правильнее, чем другие. В разных контекстах эффективны разные метапрограммы. Полезно развивать гибкость.

Наборы метапрограмм – это не способ классификации людей, а всего лишь способ реагирования на мир. И их возможности можно эффективно использовать на благо бизнеса. Метапрограммы – это привычки. Привычки можно изменить. Экран нашего внимания (что мы берем для обдумывания) очень хрупок и тонок. Как бы то ни было, поскольку фильтры метапрограмм – это просто ранее приобретенные привычки, внимание к паттернам может модифицировать работу фильтра и изменить привычку.

Метапрограммы в сфере бизнеса

Использование метапрограмм в сфере бизнеса очень важно, когда речь идет о принятии эффективных решений, мотивации клиентов и сотрудников, подборе и расстановке кадров. Так, составление метапрограммного профиля соискателя может стать незаменимым инструментом в практике рекрутинга, позволяющим избежать ненужных затрат времени и средств для подбора персонала с заданным набором характеристик.

  47  
×
×