5  

Что такое деловой этикет?

Этикет[1] – это свод хороших правил поведения, манер. Ведь ничто не дается нам так дешево и не ценится окружающими так дорого, как вежливость, деликатность. Деловой этикет – свод неписаных правил в бизнес-коммуникациях, созданный для повышения эффективности общения между людьми.

Если, нарушая те или иные нормы поведения, в быту и в обществе вы рискуете главным образом репутацией воспитанного человека, то в бизнесе ошибки могут стоить больших денег и карьеры.

Дейл Карнеги утверждал, что успех человека в финансовых делах на пятнадцать процентов зависит от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми.

Деловой этикет. Этот набор простейших правил очень часто упускается из виду. Мы привыкли, что, работая в офисе, надо соответственно одеваться, что, обедая в ресторане, не стоит класть локти на стол, что наводить марафет в носовых отверстиях при разговоре не рекомендуется. Но почему-то многие люди не думают про элементарный этикет на работе и не придерживаются общепринятых норм. Как представить нового сотрудника боссу? Как попросить повышения зарплаты? Стоит ли женщине пожимать руку мужчине при знакомстве? Какая визитная карточка произведет благоприятное впечатление? Какой подарок выбрать для начальника, а какой для коллеги? Как принять подарок, который преподносят тебе?

В жизни нет мелочей, потому что она сама из мелочей и состоит. А дьявол скрывается в деталях. И если сегодня вы вытерли руки о занавеску в приемной босса, нахамили уборщице и ради смеха украли маленькую фигурку синего покемона со стола секретарши, то завтра ждите увольнения и не удивляйтесь моей прозорливости.

Запомните (и ежедневно проверяйте на практике!) простую, но работающую формулу:

Успех = 15 % профессиональных знаний + 85 % умения общаться с людьми.

ИСТОРИЯ ЭТИКЕТА

Нормы этикета носят согласительный характер, они как бы предполагают договоренность о том, что считать принятым в поведении людей, а что – непринятым. В связи с этим правила этикета необычайно разнятся у различных народов, и это определяется особыми условиями их исторического развития. Бросить обглоданную кость другому человеку, с нашей точки зрения, значит унизить его. Шведский путешественник Э. Лундквист рассказывает, что у папуасов Новой Гвинеи как раз наоборот. Поделиться таким образом пищей считается там высшим проявлением дружеских чувств. Если в нашем представлении плюнуть на кого-нибудь – значит символически выразить презрение, то у американских индейцев плевок врача на пациента считается знаком благоволения. Поглаживание щеки в Италии означает, что беседа настолько затянулась, что начинает расти борода, но болтливый иностранец не поймет намека.

Можно напомнить, как устанавливались торговые связи со средневековой Японией, которая до эпохи Мейдзи была почти наглухо закрыта для остального мира. Купца, прибывшего в Страну восходящего солнца для установления деловых связей, представляли императору. Процедура была столь унизительной, что не каждому зарубежному гостю она оказывалась под силу. Иноземец должен был от двери приемной залы ползти на коленях к отведенному ему месту, а после приема таким же образом, пятясь как рак, покинуть свое место и скрыться за дверью.

Но как в те давние времена, так и сейчас правила делового этикета помогают сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей. Эти различия подчинялись этикету интересующей бизнесмена страны. Подчинение правилам игры определяющей стороны создавало основу для успеха сделки.

Этикет имеет не только исторические, но и географические и этнографические особенности. Так, в Англии XVI века, в годы правления Генриха VII, этикет требовал, чтобы «гость, пришедший на обед, поцеловал хозяйку, хозяина, их детей, а также домашних животных».

В Турции принято принимать гостей в бане, а в Японии – постоянно извиняться перед гостями, что нечем их угостить (хотя стол ломится от яств), на Востоке суп подают в конце обеда, а вежливость англичан проявляется в точности, доходящей до педантизма, в Латинской Америке разговоры о жаре считаются дурным тоном.

Само понятие «этикет» настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Но если верить историческим фактам, слово «этикет» впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV – того самого, которому легенда приписывает изречение: «Государство – это я». На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово «этикет».


  5  
×
×