8  

Кинестетики обычно весьма слабо планируют – у них нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Они говорят о себе: «Будем решать проблемы по мере их поступления». И они же говорят о том, что «разговоров много, а дела мало». Для них это действительно так. Хотя сам процесс им порой важнее, чем результат.

При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации: они во все эти переживания погружаются с головой. Они с трудом отказывают другим и произносят «нет». А что чувствуете вы, когда приходится отказать кому-то?

АУДИАЛЫ

У них есть достаточно характерная «телефонная поза» – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее кинестетика, а если влево – то дигитальный канал.

Характерная особенность аудиала – любовь к бла-бла-бла. Это для них все: они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.

Кстати, голоса у аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

ДИГИТАЛЫ

Дистанция, полный контроль, ничего лишнего… Это про них.

У дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо «поверх толпы». Прикосновений не любят.

Дигиталы оторваны от реального опыта – они больше думают словами, а не тем, что за словами стоит.

Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде: «Я понимаю, что вы чувствуете», – он скорее всего находится в данный момент в дигитальном канале. Дигиталы не сочувствуют, они понимают.

Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на месте. Это высокое мастерство – сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал. Как человек, которому приходится постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, я знаю, насколько трудно это сделать действительно хорошо.


Сводная таблица (характерные отличия)


У человека существует наиболее актуальный для него канал восприятия, так что он даже информацию других сенсорных систем описывает терминами своей модальности. Однако некоторые слова имеют двойственную сенсорную природу. К таким относится слово «ретушь», имея явно визуальную модальность, оно происходит от французского кинестетического слова «toucher» – прикоснуться, тронуть.

«Великолепный» – визуально-кинестетическое.

«Огрызаться» – аудиально-кинестетическое.

«Объяснять, объявлять» – аудиально-визуальные слова.

«Полагать» – дигитально-кинестетическое.

Репрезентация – это всегда троп[3]. Однако когда человек говорит «Я чувствую время», «Я вижу время», «Я слышу время», то он, скорее всего, буквально видит, слышит и чувствует в прямом, а не в переносном смысле (просто он выражается в предпочтительной ему модальности).

Очень интересна комплексная репрезентация.

«Это еще мягко сказано». Две сенсорные системы в одном предложении в одном. КА

«Вы видите, какая это легкая мелодия?» Три в одном. ВКА

«Это прольет свет на обсуждаемый нами вопрос». Четыре в одном. КВАД.

Блицопрос знакомых психологов и лингвистов показал, что подобные нагромождения модальностей не воспринимаются как вычурность, а производят впечатление и запоминаются.

Объяснения собеседника могут состоять из слов, принадлежащих к различным сенсорным системам. Такая последовательность носит устойчивый характер для конкретной ситуации и называется паттерном. Человек произносит значимый паттерн, в ответ на вопрос «как?» или сам подсознательно высказывает его собеседнику, в котором заинтересован, давая ему представление о собственной программе поведения.


  8  
×
×