51  

право на неудачу. Хорошие ученики тоже делают ошибки и используют их как обратную связь для того, чтобы изменить то, что они делают. Они держат свою цель в голове и сохраняют ресурсное состояние.

Отметки и оценки не оказывают влияние на стратегии, которыми пользуются ученики. Они вряд ли являются суждениями об успешности обучения и служат только для того, чтобы установить иерархию успеваемости. Ученики могут стараться сильней с той же неэффективной стратегией. Если же всех учащихся научить ряду успешных стратегий, то значительные различия в успеваемости между ними пропадут. Обучение эффективным стратегиям улучшит результаты всех студентов. Без этого образование функционирует как способ иерархической классификации людей. Оно сохраняет статус-кво, метит волков и баранов и отделяет одних от других. Неравенство усиливается.

Обучение включает в себя установление раппорта, присоединение и ведение ученика к лучшим стратегиям или путям использования своего тела и мозга для осмысления информации. Если ученики потерпели неудачу и продолжают терпеть неудачу, то, вероятно, они сделали обобщение от успеваемости к способности, к убеждению и думают, что они не могут справиться с задачей. Затем это превращается в самооправдывающее пророчество.

Многие школьные предметы заякорены на скуку и тоску и, таким образом, становятся трудными. Почему образование часто оказывается столь болезненным и поглощающим время? Большая часть содержания полного образования могла бы быть выучена менее чем за половину того времени, которое тратят дети в школе, если бы они были мотивированы и имели хорошие стратегии обучения.

Все наши мыслительные процессы включают стратегии, и мы часто не осознаем, какие стратегии мы используем. Многие люди пользуются лишь малым количеством стратегий во всех случаях жизни.

В этой главе я познакомлю вам с некоторыми стратегиями успешного обучения и саморазвития, описанными в НЛП.

Стратегии запоминания

Люди никогда не жалуются на недостаток ума. Но часто жалуются на недостаток памяти. А хорошая память нужна всем. Помните: я не злопамятная, но память у меня хорошая?

Хорошая ли у вас память? Это хитрый вопрос, потому что память это номинализация: вы не можете увидеть, услышать или потрогать ее. Процесс запоминания весьма важная вещь. Номинализация – это действия, замороженные во времени. Память статична, вы не можете влиять на нее.

Но мы можем изучить модель запоминания и улучшить этот процесс.

Упражнение на запоминание

Какова ваша стратегия запоминания?

Как бы вы запомни ли следующую последовательность? (Представьте на мгновение, что для вас очень важно ее запомнить).

ДИЮ18ЕДЛ421С

Вам дается тридцать секунд… Время вышло.

Закройте страницу, глубоко вздохните и запишите последовательность. Ну, как вы справились? Независимо от вашего успеха, более важным является вопрос: что вы делали?

Двенадцать знаков превышают способность нашего мозга сознательно сохранять отдельные единицы информации. Вы нуждаетесь в стратегии, чтобы объединить их вместе в меньшее количество блоков, готовых для запоминания.

Вы могли повторять эту последовательность снова и снова, чтобы образовать аудиозапись. Если у вас хорошо развит аудиальный канал восприятия, такая запись длится очень короткое время. Вы могли проговаривать ее ритмически.

Если вы предпочитаете пользоваться визуальным каналом, вы могли записывать ее на листке своего воображения и увидеть ее внутри себя, направляя глаза вверх и влево (вспомнили глазодвигательные паттерны?).

Возможно, вы использовали цвета или другие субмодальности, чтобы облегчить запоминание своей внутренней картинки.

Картинки сохраняются в долговременной памяти, аудиозаписи в кратковременной памяти. Если вы проведете этот тест с кем-нибудь из своих знакомых, то, вероятно, вы, конечно, после внимательной калибровки, не задавая вопросов, сможете сказать, какую стратегию он использует. Вы смогли бы увидеть губы, шевелящиеся беззвучно, или наблюдать глаза, сканирующие эту последовательность снова и снова. Возможно, он улыбнется, строя какие-то смешные связи.

Одна полезная вещь состоит в том, чтобы придать этой случайной последовательности некоторый смысл. Например, она могла бы превратиться в следующее: «Дикий Йог на соревнованиях Юниоров (18 лет) съел Ель Длиной 42 метра за 1 Секунду». Потратьте полминуты, придавая этому некоторый собственный смысл – это хороший способ запоминания. Хороший потому, что он соответствует тому, как мозг работает в действительности. Если вы создадите внутреннюю картинку того, как Дикий Йог на соревнованиях Юниоров… то, вероятно, вы окажетесь неспособными забыть эту последовательность еще несколько дней, как бы вы ни старались.

  51  
×
×