65  

Я обратилась к медицинским мемуарам.

Доктор Вейсброд: «Ленин был на грани между жизнью и смертью, из раненого легкого кровь заполнила плевру, пульса почти не было. У нас, врачей, есть большой опыт с такими больными, и мы хорошо знаем, что в такие моменты мы можем от них ждать выражения только двух желаний приблизительно следующими словами: оставьте меня в покое или спасите меня. Между тем тов. Ленин именно в таком состоянии попросил выйти из комнаты всех, кроме меня, и, оставшись со мной наедине, спросил: скоро ли конец? Если скоро, то скажите мне прямо, чтобы кое-какие делишки не оставить».

Доктор Обух: «Плохое общее состояние как-то не вязалось с кровоизлиянием, которое было не так сильно. Было высказано предположение, не вошел ли в организм вместе с пулями какой-то яд».

Впрочем, Обух В.А. был настроен вполне оптимистично. После беглого осмотра раненого он заявил: «Выживет. Я в этом уверен. Сложилось такое определенное внутреннее убеждение, я даже не знаю, почему».

Чуть позже, 5 сентября, Обух давал интервью газете «Правда». Поскольку ни о какой операции речи не шло, корреспондент спросил: «А пули? А операция?» В ответ Обух произнес буквально следующее: «Ну что ж, их хоть и сейчас можно вынуть – они лежат на самой поверхности. Во всяком случае, извлечение их никакой опасности не представляет, и Ильич будет через несколько дней совершенно здоров».

Ильич, правда, поправлялся удивительно быстро. Чудесное выздоровление смертельно раненного вождя подробно освещалось в прессе. Газеты ежедневно публиковали официальные бюллетени.

№ 1, 30 августа, 11 часов вечера. «Констатировано два слепых огнестрельных поражения. Пульс 104. Больной в полном сознании.

№ 3, 31 августа, 12 часов дня. «Больной чувствует себя бодрее. Кровоизлияние в плевре не нарастает».

№ 4, 31 августа, 19 часов. «Температура 36,9. Общее состояние и самочувствие хорошее. Непосредственная опасность миновала. Осложнений пока нет».

№ 5, в ту же ночь, 24 часа. «Спит спокойно. Пульс 104. Температура 36,7».

Согласно биографической хронике, 31 августа, то есть на следующее утро после смертельного ранения, «товарищ Ленин первым делом потребовал газеты. Все время он находится в бодром состоянии духа, шутит и на требования врачей совершенно забыть о делах отвечает, что сейчас не такое время».

1 сентября в 11.45 утра Свердлов радостно сообщил в Петроград: «Больной шутит, заявляет врачам, что они ему надоели, шутя подвергает врачей перекрестному допросу, вообще «бушует».

* * *

– Вообще бушует, – повторила я и попыталась представить, как это могло выглядеть.

Перед глазами возникли сцены из фильма «Ленин в 1918 году», снятого в 1939 году на киностудии «Мосфильм» им. В.И. Ленина замечательным режиссером Михаилом Роммом.

Бушующий после смертельного ранения Ленин в исполнении актера Щукина удрал из спальни. Доктор, сестра, старушка домработница в панике ищут сбежавшего. Оказывается, больной потихоньку пробрался в свой рабочий кабинет, влез на стул перед огромной картой России, водит по карте пальчиком и бормочет: «Очень хорошо, отсюда выгнали, оттуда выгнали».

Он полностью одет. Пиджак, жилетка, галстук. О ранении напоминает только черная повязка, поддерживающая левую руку.

Вождь в исполнении Щукина похож на маленького мальчика, озорного, бойкого, трогательного. Он ничего не может решить и совершить без помощи рабочего Василия.

Василия сыграл суперзвезда тех лет Николай Охлопков. У этого таинственного персонажа нет ни отчества, ни фамилии.

Василий привозит эшелоны с хлебом из Царицына и спасает Москву от голода, после чего падает в голодный обморок, прямо в кабинете Ленина.

Сразу после обморока Василий руководит засадой, когда ЧК расправляется с заговорщиками.

Сразу после засады Василий перемещается на Серпуховку и хватает убегающую Каплан.

Сразу после ареста Каплан Василий поддерживает голову раненого Ленина и на руках кладет его на сиденье автомобиля.

Потом Василий бдит у койки умирающего и оказывается главным целителем. Чудесное выздоровление происходит после того, как Василий зачитывает Ленину телеграмму о взятии Царицына.

Сценарий фильма о Ленине Алексей Каплер создавал под чутким руководством Сталина, сценариста возили на Ближнюю дачу, где обсуждалась каждая сцена. Происходило это в 1938 году. Фильм получался слишком длинным, решено было разделить его на два. «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году».

  65  
×
×