41  

Мы думаем, что обладаем индивидуальностью. Но это не индивидуальность, это только «персона» – нечто такое, что культивировалось в нас, в нашей природе родителями, обществом, учителями… Учителя – от детского сада до университета – находятся на службе у интересов закона, на службе у государства. Их цель заключается в том, чтобы разрушить индивидуальность ребенка, «приспособить» его к установившемуся, устоявшемуся общественному порядку.

Поэтому ребенку нужен МАКСИМУМ уединенности, так чтобы он мог развивать свою индивидуальность без чьего-либо вмешательства. Но родители нарушают пространство ребенка, постоянно спрашивают: «Что ты делаешь? О чем ты думаешь?» Даже «думаешь»! Они стремятся управлять даже мыслями.

Есть нечто очень существенное в лазании по деревьям. Если ребенок никогда не делал этого, он останется в чем-то обделенным, он упустит некое богатство – на всю жизнь. Лазить по деревьям – прекрасно, и нет другого способа пережить это! А иногда упасть с дерева – тоже не так уж плохо. Лучше, чем быть обделенным навсегда…

Танцевать на улице, когда идет дождь, – это такая радость! Упустить это – значит, упустить нечто очень ценное.

Я помню это сумасшедшее ощущение счастья, когда мы, будучи детьми, танцевали под дождем 26 апреля 1986 года, когда произошел взрыв на Чернобыльской АЭС. Мы еще ничего не знали, мы танцевали, подставляли лица дождю и говорили друг другу, что от дождевой воды лучше растут волосы… А потом 1 мая мы шли на демонстрацию, и папа посадил меня на плечи… Я помню все эти ощущения. И я переживаю их и сейчас. Потому что я не просто умею чувствовать то, что чувствует ребенок. Я осталась все той же девочкой. Правда, теперь она – моя маленькая девочка – живет в теле взрослой женщины.

Ошо говорил: «Детям нужно помогать так, чтобы они могли задавать вопросы, но родители должны отвечать на вопросы, если только они в самом деле ЗНАЮТ ОТВЕТЫ».

Будьте сами светом для себя

Когда-нибудь (и это всегда случается скоро, неожиданно и не ко времени) вы, родители, должны будете навсегда покинуть своих детей. Поверьте, что в этот миг среди всех прочих треволнений в вашей голове мельком пронесется мысль о том, что вы оставляете своих детей и хотели бы быть за них спокойны. И этот покой вы сможете обрести, лишь зная, что научили своего ребенка жить самостоятельно, следовать своему пути, исполняя свое предназначение на земле. Не откладывайте передачу этой модели ни на год, ни на день, ни на миг. Ведь вы никогда не знаете, что наступит раньше – новый день или новая жизнь. С самого первого дня учите своих детей самостоятельности. И пусть следующая притча поможет вам в этом.

Будда умирал. Сорок лет он шел, и тысячи людей следовали за ним. Теперь он умирал. Он сказал: «Это мой последний день. Если у вас есть, что спросить, спрашивайте. Настал час, когда каждый должен идти своим путем».

Беспросветная тьма окутала учеников Будды. Ананда – любимый ученик – заплакал, как дитя, у него из глаз катились слезы. Он бил себя в грудь, почти помешавшись. «Что ты делаешь, Ананда?» – спросил Будда. «Что нам теперь делать? – воскликнул Ананда. – Ты был здесь, мы шли в твоем свете. Все было безопасно и хорошо. Мы совершенно забыли, что есть тьма. В следовании за тобой все было светом. Теперь ты уходишь. Что нам делать?» И он снова принялся плакать и стенать.

«Послушай, – ответил Будда. – Сорок лет ты шел в моем свете и своего не смог достигнуть. Думаешь ли ты, что если бы я прожил еще сорок лет, ты бы достиг своего света? Чем дольше ты идешь в заимствованном свете, чем больше подражаешь, тем больше ты теряешь. Лучше мне уйти».

Последние слова, слетевшие с уст Будды, были: «Будьте сами светом для себя».

О родительской «любви»

Единственное бессмертие, известное человеку, идет через ребенка – это реально. Вот почему «любящие» родители требуют от ребенка жить в соответствии с их (родительскими) желаниями. Они не берут в расчет, что ребенок имеет свою собственную душу, свою собственную индивидуальность, что у него свой собственный внутренний путь к расцвету. Так начинается разрушение новой личности. При этом родители «точно знают», что они любят ребенка и хотят ему только хорошего. На самом деле они любят только свои амбиции.

И сейчас я хочу вспомнить Ошо…

«Если вы действительно любите ребенка, вы не будете навязывать ему свои идеи. Любовь никогда не дает никаких идей, никакой идеологии. Любовь дает СВОБОДУ. Вы не будете переживать, если ребенок захочет быть музыкантом, а не юристом, вы не будете пытаться отвлечь его. Вы очень хорошо знаете, что музыкант – это не та работа, которой следует заниматься, что он будет беден, что он не разбогатеет, что он никогда не будет Генри Фордом. Но вы не препятствуете ему.

  41  
×
×