43  

«Даже когда ты счастлив, где-то в глубине души тебя терзает страх, что это не продлится долго. Твое счастье на самом деле – это скрытое несчастье, твоя любовь есть скрытая ненависть, твое участие – только маска злости, культурная, рафинированная, наигранная маска. Люди живут с убеждением – доброте можно научиться, можно научиться быть счастливым, можно научиться управлять счастьем. Но это не так. Нельзя научиться быть счастливым, нельзя создать счастья, достаточно просто СОГЛАСИТЬСЯ БЫТЬ СЧАСТИВЫМ. Здесь и сейчас».

Ошо Раджниш

Глава 7

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО? или ВСЕ В МИРЕ ОТНОСИТЕЛЬНО

«Мораль – это важничанье человека перед природой».

Фридрих Ницше

Мораль! Какие грустные мысли порождает это слово! Мораль! Когда ребенок слышит это слово, ему кажется, что он видит вооруженных розгами учителей; молодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипящими котлами ада; честный человек вспоминает о множестве интриганов и преступников, которым мораль служила во все времена…

Первые прозрения

В детстве все казалось просто: «крошка сын пришел к отцу, и спросила кроха»… А дальше весь мир делился на две категории – «хорошо» и «плохо». Было черное и белое. Учиться на «отлично» – хорошо. Учиться удовлетворительно – плохо. Читать книжки – хорошо. Весь день шляться по улице – плохо. Быть послушной девочкой – хорошо. Кричать и ругаться – плохо.

Я взрослела, и тем очевиднее становилось, что мир не черно-белый, а цветной. И учиться на «отлично» – не так уж важно, как развивать свои способности и заниматься тем, к чему душа лежит. От постоянного чтения развивается близорукость и сколиоз. А шляться весь день по улице – гулять, заниматься спортом – полезно для здоровья, это развивает навыки коммуникации и учит общению с Природой. Сдерживание негативных эмоций чревато неврозом, депрессией и апатией.

Первое серьезное осознание многогранности мира пришло ко мне классе в шестом, когда я (читающая девочка) познакомилась со стихотворением Георгия Иванова, которое меня просто потрясло. Стихотворение было об очевидной относительности «хорошо» и «плохо». Привожу его полностью.

  • Однажды под Пасху мальчик
  • Родился на свете,
  • Розовый и невинный,
  • Как все остальные дети.
  • Родители его были
  • Не бедны и не богаты,
  • Он учился, молился Богу,
  • Играл в снежки и солдаты.
  • Когда же подрос молодчик,
  • Пригожий, румяный, удалый,
  • Стал он карманным вором,
  • Шулером и вышибалой.
  • Полюбил водку и женщин,
  • Разучился Богу молиться,
  • Жил беззаботно, словно
  • Дерево или птица.
  • Сапоги «Скороход», бриолином
  • Напомаженный, на руку скорый…
  • И в драке во время дележки
  • Его закололи воры.
  • В Калинкинскую больницу
  • Отправили тело,
  • А душа на серебряных крыльях
  • В рай улетела.
  • Никто не служил панихиды,
  • Никто не плакал о Ване,
  • Никто не знает, что стал он
  • Ангелом в Божьем стане.
  • Что ласкова с ним Божья Матерь,
  • Любит его Спаситель,
  • Что, быть может, твой или мой он
  • Ангел-хранитель.

Я долго думала о том, почему аморальный по всем статьям тип Ваня стал ангелом – возможно, даже моим. Как такое могло случиться? И тогда мне впервые в голову пришли крамольные мысли о том, что мораль создана только лишь для удобства управления одних людей другими. А у Бога свои планы на людей, на каждого из нас. У него другие мерки, оценки, критерии… или абсолютное отсутствие таковых.

НЛП и теория относительности

В НЛП есть два базовых положения – две пресуппозиции, которые помогут вашему сердцу услышать ваших детей, а не наказывать, ругать и воспитывать.

1. Каждое поведение имеет позитивное намерение.

2. Каждый выбор – лучший для личности в данный момент.

Итак, что значит постулат «Каждое поведение имеет позитивное намерение»? Никто не хочет сделать нам больно, каждый хочет сделать хорошо себе. И если ваш ребенок кричит и плачет, он не старается испортить наши нервы, он СИГНАЛИЗИРУЕТ таким образом о своей боли, хочет обратить на себя внимание. И если подросток разбивает мячом окно, он делает это не из вредности, а лишь потому, что с большим азартом играл в футбол. И если он прогуливает уроки, то не для того, чтобы насолить вам или учителю, а потому, что ему на этих уроках скучно/ неприятно/ унизительно (нужно разобраться в причине) и он нашел способ лучше провести время.

  43  
×
×