78  

Уверен, переход коммерции на магистраль вызовет в розничной торговле самые серьезные изменения. Такие перспективы не всем придутся по вкусу, ведь большинству всегда кажется, что новое, неизведанное таит в себе какую-то опасность или угрозу. Впрочем, привыкнув к переменам, мы, по своему обыкновению, еще будем удивляться, как это обходились без них раньше. Потребитель не только выиграет за счет ценовой конкуренции, но и получит гораздо больший ассортимент товаров и услуг. Сеть магазинов, вероятно, уменьшится, их число определит спрос, если людям вообще не разонравится совершать променад за покупками. Упрощая и стандартизуя «шоппинг», информационная магистраль сбережет Ваше время. Покупая подарок любимому человеку, Вы будете иметь куда больший выбор товаров и, конечно, сможете найти что-нибудь весьма необычное. Время, сэкономленное на покупке, Вы потратите на то, чтобы придумать забавный рисунок на упаковку или смешной текст на поздравительную открытку, но еще лучше – провести его с любимым.

Мы все ценим совет компетентного продавца, приобретая одежду, ювелирные изделия, ценные бумаги, видеокамеру, бытовые приборы или дом. Мы все также знаем, что мнение такого человека не всегда объективно, ведь он (или она) стремится продать товар из определенного каталога.

На информационной магистрали основные сведения о товарах будут поступать непосредственно от их производителей. Как и сегодня, торговые фирмы, чтобы привлечь нас, будут изобретать все новые ухищрения и трюки. Реклама превратится в некий симбиоз того, что сейчас передают по телевизору, печатают в журналах и торговых каталогах. Если реклама какого-то товара заинтересует Вас, гиперсвязи позволят просмотреть не только до полнительные сведения об этом товаре, но и любую другую информацию, например руководства по эксплуатации, включающие, кроме текста, видео– и звукозаписи. Поставщики, естественно, постараются, чтобы вся эта информация была легко доступна.

Мы в Microsoft будем использовать магистраль для распространения информации о наших продуктах. Сегодня мы печатаем миллионы страниц всевозможных рекламных брошюр, спецификаций и рассылаем их по почте всем, кто их запрашивает. Но никто точно не знает, какой именно объем сведений нужен в спецификациях на программные продукты: ведь их читают и случайные люди, и просто любопытные, и те, кто по-настоящему стремится разобраться во всех тонкостях. Кроме того, из-за быстрого изменения ситуации на нашем рынке только что отпечатанные десятки тысяч экземпляров какой-то брошюры зачастую приходится выбрасывать: в ней речь шла о той версии продукта, которую мы уже заменяем новой. Поэтому в дальнейшем наша информация будет распространяться в основном в электронной форме, тем более – мы обслуживаем пользователей компьютеров. Мы уже не печатаем эти миллионы страниц на бумаге, вместо них ежеквартально рассылая компакт-диски, а к самым требовательным своим клиентам, профессиональным программистам, обращаемся через оперативные службы по сетям.

Но Вы вовсе не обязаны полагаться только на то, что говорим мы или любой другой производитель. Обратитесь к более объективным источникам информации – обзорам тех или иных товаров. Познакомившись с рекламой, обзорами и мультимедийными руководствами, запросите соответствующие правительственные постановления. А потом проверьте, обслуживает ли поставщик свою продукцию. После этого копните и поглубже – в ту область, которая Вас интересует больше всего (например, срок службы данного товара). Или прибегните к помощи торговых консультантов. Они будут публиковать специализированные обзоры по всем типам товаров: от насадок для дрелей до балетных тапочек. Ну и конечно, Вы по-прежнему будете узнавать мнение своих знакомых, но сделаете это гораздо эффективнее – по электронной почте.

Если Вы подумываете о совместном бизнесе с какой-нибудь фирмой или о покупке какой-то вещи, то сможете выяснить, как о них отзываются другие. Собираясь приобрести, скажем, холодильник, Вы заглянете на электронные доски сообщений с официальными и неофициальными обзорами холодильников, а также на электронные доски соответствующих фирм-производителей и торговцев. И вообще, у многих появится привычка перед крупной покупкой просматривать такие электронные доски. Если Вам захочется выразить свое впечатление о каком-то враче, клубе или даже о компьютерном чипе, Вы легко найдете в сети место, где обсуждают соответствующую компанию или продукт, и внесете в это дело свою лепту. В результате компании, плохо обслуживающие своих клиентов, увидят, что их репутация и объем продаж начинают падать, тогда как у хорошо работающих фирм, напротив, число верных им клиентов растет.

  78  
×
×