79  

Однако все отзывы – и одобрительные, и особенно отрицательные необходимо проверять весьма тщательно. Ведь они могут исходить от ярых фанатиков, а не от людей, которые просто решили поделиться своими соображениями.

Предположим, фирма торгует кондиционерами, которыми 99,9% покупателей очень довольны. А один сердитый покупатель (из числа оставшихся 0,1%) завалил электронную доску «письмами», изливая свою желчь по поводу и этой марки кондиционеров, и компании, которая их выпускает, и ее обслуживающего персонала. Эффект сравним с тем, как если бы Вы сидели на собрании, где каждый может регулировать усиление своего микрофона от 0 до 1000 (при нормальном уровне, скажем, 3), и несколько человек, поставив громкость на всю 1000, начали истошно орать. В общем, если я тоже соберусь купить кондиционер и загляну на подобную электронную доску сообщений, «визит» окажется пустой тратой времени: все, что я застану здесь, – несколько горлопанов. А это будет нечестно и по отношению ко мне, и по отношению к фирме, торгующей кондиционерами.

К счастью, уже сейчас начинает складываться своеобразный сетевой этикет, «сетикет» («netiquette») – правила поведения в сети. Превращая информационную магистраль в своего рода городскую площадь перед ратушей, мы вправе ожидать, что она будет отвечать уровню нашей культуры. Но в мире бездна разных культур, и поэтому магистраль разделится на части; одни выделят специфическим традициям и нравам, другие отдадут для всеобщего пользования. А пока превалируют пограничные умонастроения, участники электронных форумов частенько поступают не самым лучшим образом, а иногда просто незаконно. Свободно распространяются нелегальные копии защищенной авторскими правами интеллектуальной собственности, в том числе статьи, книги и программы. То тут, то там всплывают всякие мошеннические пособия на тему «как быстро разбогатеть». Процветает порнография, легко доступная детям. Некоторые почти маниакально злословят о программах, товарах, фирмах и людях, которых они почему-либо недолюбливают. На головы участников форумов, стоит им что-то прокомментировать, тут же обрушиваются потоки грязных ругательств. Легкость, с которой индивид – любой индивид! – может поделиться своим мнением с членами огромного электронного сообщества, просто беспрецедентна. И те, кто любит вопить громче всех, могут свободно раскидывать свои злобные послания хоть на 20 электронных досок. Я сам видел, во что превращались некоторые электронные доски, когда там объявлялись любители «поорать». Остальные участники дискуссии обычно терялись, не зная, что делать. Кто-то начинал отвечать в том же духе, кто-то пытался высказывать здравые вещи. Но поток желчных посланий не ослабевал и очень быстро разрушал чувство общности людей.

Internet, верный традициям академического сообщества, всегда полагался на саморегуляцию – через баланс давления и противодавления. Например, если кто-нибудь из дискуссионной группы присылал сообщение на отвлеченную тему или, хуже того, пытался продать что-то на электронном форуме, который остальными расценивался как весьма далекий от коммерции, то этот претендент на роль отступника или лавочника мог просто захлебнуться в лавине обрушивавшихся на него упреков. Так что до сих пор за соблюдением нравственных норм следили в основном самозваные цензоры, немедленно отправлявшие «на костер» всякого, кто, по их мнению, переступал рамки приличий и демонстрировал антиобщественное поведение.

Коммерческие оперативные службы нанимают добровольцев и профессиональных сотрудников, которые должны следить за порядком на их электронных досках сообщений. Форумы под таким наблюдением отфильтровывают часть антиобщественных элементов, отказывая в приеме на серверы неприличных сообщений или пиратской информации. Однако на большинстве форумов Internet такой опеки нет. Там творится все что угодно, и никто ни за что не отвечает, потому что все действуют анонимно. Надо выработать какие-то процедуры, чтобы спорить, не доходя до «рукоприкладства», чтобы потом не апеллировать к отделу защиты прав потребителей при главном прокуроре штата. Надо найти какие-то способы заставлять людей «снизить тон», чтобы магистраль не стала рупором клеветы и оскорблений или местом, где можно выплеснуть свое раздражение.

Многие провайдеры стараются сейчас сузить доступ к форумам с явно выраженной сексуальной ориентацией, а недавно начались атаки на незаконное распространение материалов, защищенных авторскими правами. В ряде университетов студентов и преподавателей заставляют удалять нежелательную корреспонденцию. Некоторым это как кость в горле, потому что киберпространство кажется им местом, где можно все. У коммерческих служб аналогичные проблемы. На них сыпятся жалобы из-за ограничений на свободу общения. Беснуются родители, у которых аннулируют учетную запись из-за того, что их одиннадцатилетнее чадо нагрубило наблюдателю. Все это вынудит компании создавать в Internet особые сообщества и устанавливать в них такие правила, которые избавят от этих проблем.

  79  
×
×