58  

Хозяин закусочной презрительно фыркнул.

– Если бы режиссером был Феллини, он отдал бы мне Фрейда. Или даже Джейн. Но если за дело берутся люди без воображения, все заканчивается провалом.

– Что же произошло? – спросила Лукреция.

Хозяину было тяжело это признавать, но продюсер занялся проектом с одной-единственной целью – переспать со Стефанией Дель Дука. Добившись своего, а произошло это на третий съемочный день, он потерял к фильму всякий интерес. Продюсер бросил группу и уехал со своей звездой в Кению на сафари. Что же касается Анжа Ринзули, то, говорят, актер, сражавшийся в водопаде с каучуковым крокодилом, не заметил исчезновения оператора, сценариста и звукооператора. Когда он наконец вылез из воды, то понял, что остался один, без одежды, что у него нет даже часов и ботинок, только набедренная повязка из нейлоновой леопардовой шкуры.

Подавленный, он решил остаться в джунглях, вдали от предавших его людей. Он был околдован дикой Африкой. Понемногу, словно легендарный Тарзан, он научился жить среди животных, а животные привыкли жить с ним. Ринзули развлекал их, передразнивая манеры людей.

– Вот это карьера для актера! Потерпев провал, изображая человека-обезьяну перед людьми, он достиг успеха, исполняя роль обезьяны-человека перед обезьянами.

Со временем слава актера вышла за пределы джунглей. Вся округа заговорила о худом, изможденном, подвижном, словно обезьяна, белом человеке, живущем на деревьях. Французский бродячий цирк, проезжавший через эти места, нанял его на работу. Публика хохотала, когда, пародируя стриптиз, Ринзули снимал костюм обезьяны и демонстрировал человеческое тело. А затем, испуская крики бабуина, взмывал на трапеции под самый купол. Под гром оваций он доехал с цирком до Дар-эс-Салама, столицы Танзании. Затем вернулся во Францию и начал преподавать искусство воздушной гимнастики, но школа разорилась, и он остался без работы. Софи Элюан, одна из лучших его учениц, познакомила Ринзули с профессором Аджемьяном, который и нанял его разнорабочим на палеонтологические раскопки.

– Специалист по прыжкам с ветки на ветку, – пробормотала Лукреция.

Хозяин оказался неутомимым болтуном. Он не собирался умолкать, найдя благодарную аудиторию. Заинтригованные вниманием парочки к кикуйу, несколько подвыпивших посетителей, с сигаретами во рту и стаканами в руках, окружили их столик и также слушали историю Анжа Ринзули.

– Актер оказался чрезвычайно ценным работником, потому что знал джунгли даже лучше местных жителей. Сначала ученый, его жена и актер часто приходили сюда. Но вот уже примерно год приходили только двое мужчин, женщины с ними не было. В последнее время профессор Аджемьян был так взвинчен, словно на самом деле нашел сказочное сокровище.

– Профессора Аджемьяна недавно убили в Париже, – сказал Исидор Катценберг.

Его собеседник спокойно сделал глоток пива и ответил:

– У нас есть пословица: каждое сокровище имеет свою цену.

– Речь идет не о кладе, а об ответе на вопрос «Откуда мы?».

Услышав это, хозяин и посетители закусочной дружно расхохотались. Кикуйу подождал, пока утихнет веселье, и сказал:

– Я прекрасно знаю, откуда появился человек.

– Ну-ка, ну-ка…

Хозяин достал из-под стойки желтую пыльную бутыль, в которой плавал мертвый скорпион, и налил журналистам по рюмке. Они не смогли отказаться, но и поднести к губам не решились, столь силен был исходящий от напитка запах формалина.

Хозяин вновь сел, и Лукреция открыла блокнот.

По мнению хозяина закусочной, ученые все перепутали. Не обезьяна превратилась в человека, а человек в обезьяну. Он называл это «теорией инволюции».

Кикуйу считал, что в давние времена повсюду было полно людей. Затем некоторые из них решили, что глупо ходить на двух лапах, драться дубинками и одеваться в звериные шкуры. И постепенно стали обезьянами. Лица их удлинились. Они снова стали ходить на четырех лапах, что гораздо удобнее. Снова поселились на деревьях, и теперь высота защищала их от хищников. Короче, они снова обрели счастье в простой и естественной жизни.

– Доказательством служит то, что ученые нашли скелеты предков человека, но ни разу, ни разу им не попались скелеты предков горилл или шимпанзе. Кикуйу давно все поняли. Они считают, что будущее – это снова стать обезьянами. Форма человеческого лица говорит о многом. У человека, даже взрослого, лицо такое же плоское, как у детенышей обезьяны, а у приматов лицо с возрастом вытягивается вперед. То есть человечество – это вид не эволюционирующий, а инволюционирующий.

  58  
×
×