86  

В верховьях своих Кубань, извиваясь змеей между дикими скалистыми берегами, быстро и шумно стремится по камням до истоков в нее горных речек. Принимая чужие воды, Кубань изменяет каменное русло на песчаное и белые прозрачные струи на желто-бурые волны, крутящиеся в частых водоворотах, на всем протяжении реки. Чем далее вниз по течению, тем Кубань от притоков с северной покатости горного хребта делается глубже и шире; дикие и угрюмые берега исчезают, и вместо мрачных ущелий появляются роскошные долины, — с живописными ландшафтами обширных лугов, кустарников и лесов, обрамленных вдали исполинскими горами Западного Кавказа. Нередко Кубань изменяет направление своих вод то в одну, то в другую сторону, образуя песчаные отмели, выходящие потом островками, или вновь разливаемые прихотливою волною.

Правая сторона р. Кубани до Устьлабинского редута, р. Ей, Черного и Азовского морей с Таманским островом являет, за малыми исключениями, сплошную равнину, по исчислениям землемеров в 27417 /2 квадр. верст. На этой-то земле, в 1792 году поселено Черноморское казачье войско именуемое ныне, с присоединением к нему части линейных казаков. Кубанским.

В Черномории замечателен в историческом отношении Таманский остров, называемый Фанагорийским, где некогда была столица Боспорского царства; напротив, Кубанский край не богат памятниками древней истории. Нельзя, впрочем, обойти молчанием следующий случай. Во время военных действий Суворова на Кубани генерал Поликарпов нашел, на месте нынешнего г. Екатеринодара, камень длиною в девять английских футов и в четыре фута в окружности, со знаками, которых тогда никто не мог разобрать. Камень этот был отправлен к Потемкину и ныне находится в Царстве Польском, в саду имения Радзивиллов.

Откуда и когда загадочный камень очутился на Кубанской земле, неизвестно; но Оленин говорит, что в завоеванных египетским царем Сезострисом странах, простиравшихся до Танаиса (Дона), были поставлены столбы с иероглифическими надписями, подобные иероглифам под сфинксами, украшающими в Петербурге набережную Васильевского острова. Надписи эти гласили: «Сезострис, царь царей, государь государей, сии земли оружием своим завоевал». Найденный Поликарповым камень — один из таких столбов.

Не беру на себя задачи исследовать, какие народы в глубокой древности обитали на Кубанской земле и на острове Тамани; но полагаю уместным сказать несколько слов об этом предмете по немногим имеющимся у меня под рукой печатным источникам. Решаюсь на эти отрывочные сведения единственно в том убеждении, чтобы хотя сколько-нибудь ознакомиться с краем, где пришлось вести историческую жизнь Черноморскому войску.

Шафарик в своих «Славянских древностях» говорит, что места, лежавшие по обеим сторонам Дона, были заселены в разное время разными переходными, занимавшимися грабежом народами, которые теснили друг друга. Около четвертого столетия одно поколение болгарок, под властью Бадбая, жило на севере Азовского моря и Кубани, между Доном и Волгой, но впоследствии, уклоняясь от нападения козаров, перешло оттуда в другие места.

В этом же веке, по разрушении скифами Готского царства, при Черном море, одна часть готов, перешедши со скифами в Кубанскую землю, смешалась с тамошними жителями. Потомки их, под именем готов-тетракситов, держались на Босфоре, близ устья Кубани, до шестого столетия. Место их заступили перешедшие из Крыма кабардинцы, которые в шестом столетии занимали остров, образуемый рукавами Кубани при впадении ее в Черное море, в названном татарами месте: Кызил-там, т. е. красный камень.

Кабардинцы, однако, жили здесь не долго; они передвинулись под начальством Инала, родоначальника всех кабардинских князей, далее на восток и расселились в нынешней Кабарде.

За кабардинцами являются на Кубанской земле сиракены маиотского племени, известные потом под именем мадьяров. Народы эти в VIII и IX столетиях вытеснены были печенегами. Около того же времени козары распространили свое владычество от Волги за Дон, до Черного и Азовского морей, господствуя в этом крае над побежденными народами.

В IX столетии вышедшие из-за Урала и Волги половцы, по мнению Соловьева, татарского племени и языка, а по исследованиям Ригельмана из готского народа, происходящего от кимвров, соединясь с печенегами, своими единоплеменниками, изгнали козаров по левую сторону р. Дона, а потом, поселившись при Черном море, вели постоянную с ними войну, наконец истребили их и завладели их землями. Соловьев говорит, что и печенеги были изгнаны из своих поселений теми же половцами, распространившими свои владения к северу до пределов России, а на юг до черкесов и кавказских народов.[157]


  86  
×
×