214  

Организация, боровшаяся за права проституток, называлась «De Rode Draad» («Красная нить»); в то время, когда Харри познакомился с этой женщиной, «Красная нить» скрепя сердце пошла на сотрудничество с полицией. В конечном счете и «Красная нить», и полиция были озабочены безопасностью проституток. Харри всегда недоумевал, почему же это сотрудничество оказалось таким непрочным.

Но члены комитета «Красной нити» с самого начала действовали ему на нервы; кроме воинствующих проституток и экс-проституток в комитете состояли женщины (вроде его подружки-юриста), которые с самого начала показались ему непрактичными феминистками; их волновало главным образом превращение организации в движение за эмансипацию проституток. Харри с первого дня знакомства полагал, что «Красная нить» должна меньше заниматься говорильней, а больше — зашитой проституток от опасностей их профессии. И тем не менее он предпочитал проституток и феминисток другим членам комитета, напоминавшим ему профсоюзных деятелей и типов, которых Харри называл «специалистами по выбиванию субсидий».

Юриста звали Наташа Фредерикс. Две трети женщин, работавших на «Красную нить», были проститутками или экс-проститутками; на заседаниях непроститутки (вроде Наташи) не получали права слова. «Красная нить» платила два с половиной жалованья четырем сотрудникам; все остальные работали на добровольной основе. Харри тоже был добровольцем.

В конце восьмидесятых между полицией и «Красной нитью» было больше взаимодействия, чем теперь. Во-первых, организация не смогла привлечь в свои ряды иностранных проституток (не говоря уже о «нелегалках»), а проституток-нидерландок в окнах на улицах почти не осталось.

Наташа Фредерикс больше не сотрудничала на добровольной основе с «Красной нитью» — она была разочарована. (Наташа теперь называла себя «экс-идеалисткой».) Они с Харри познакомились на проводившемся по четвергам регулярном дневном собрании для начинающих проституток. Харри считал, что эти собрания — вещь полезная.

Он сидел в дальнем углу комнаты и молчал, если только кто-то не обращался к нему с прямым вопросом; его представляли начинающим проституткам как «одного из наиболее лояльных полицейских», и новых девушек побуждали поговорить с ним, когда рутинное собрание заканчивалось. Одной из старожилок была Долорес де Рёйтер, или «Красная» Долорес, — под этим именем ее знали Харри и все в квартале красных фонарей. Рои Долорес работала проституткой в де Валлене, а позднее на Бергстрат гораздо дольше, чем Наташа Фредерике работала юристом.

Рои всегда говорила начинающим девушкам, что первым делом нужно добиться, чтобы у клиента встал. Она не шутила. «Если парень вошел к тебе в комнату — я имею в виду первую секунду, когда он перешагнул через порог, — то у него должна быть эрекция». Если у него нет эрекции, предупреждала Рои новеньких, то, может быть, он пришел не для секса. «И никогда не закрывайте глаза, — предупреждала Рои новеньких. — Некоторые парни просят, чтобы вы закрывали глаза. Никогда не делайте этого».

Ничего неприятного или даже разочаровывающего в сексуальных отношениях с Наташей Фредерикс не было, но сильнее всего Харри запомнил их споры о книгах. Наташа была прирожденной спорщицей, а Харри не любил спорить, но ему нравилось иметь подругу, которая читает не меньше его, пусть и неверные книги. Наташа не читала художественную литературу — она предпочитала трактаты социальной направленности. По большей части это были фантазии левого толка, призывающие изменить мир. Харри не верил, что мир (или человеческую природу) можно изменить. Работа Харри состояла в том, чтобы понимать и принимать существующий мир; ему нравилось думать, что, может быть, он сделал этот мир чуточку безопаснее.

Он читал романы, потому что находил в них наилучшие описания человеческой природы. Писатели, которых Харри ценил больше всего, никогда не говорили, что даже наихудшее в человеческом поведении исправимо. Они могли нравственно не одобрять того или иного персонажа, но никогда не пытались изменить мир; они были всего лишь рассказчиками, и их истории были получше, чем у других; а в хороших романах рассказывались истории о героях, казавшихся достоверными. Романы, которые любил Харри, — это были запутанные истории, приключающиеся с настоящими, живыми людьми.

Он не любил детективные романы или так называемые триллеры. (Он либо слишком быстро разгадывал сюжет, либо персонажи были неправдоподобны.) Он никогда не зашел бы в книжный магазин и не попросил бы показать ему классику или новейшую художественную литературу, но классику и современную литературу он читал гораздо чаще, чем какую-либо иную литературу, хотя все романы, которые он читал, имели вполне традиционную композиционную структуру.

  214  
×
×