458  

Lectus medium, lectus imus — см. Триклиний.

Lectus funebris — похоронное ложе. Очень красивое ложе, на которое клали тело мужчины или женщины из семьи, достаточно богатой, чтобы позволить себе устроить похороны по высшему разряду, после того как чиновники из похоронного бюро оденут и загримируют усопшего. Ложе на ножках было покрашено в черный цвет или сделано из эбонита, по краям отделано золотом и покрыто черным покрывалом и подушками.

Lex — закон; слово использовалось также для обозначения плебисцита, принимаемого Плебейским собранием. Закон не считался действительным, пока его не выбивали на камне или не отливали в бронзе и не помещали в специальный склеп, находящийся за храмом Сатурна. Однако ясно, что время хранения таблицы в склепе было весьма невелико: там не могли бы поместиться списки всех законов, на которых покоилось римское право. Без сомнения, таблицы с законом лишь вносили в священное помещение, а впоследствии держали в одном из специальных хранилищ.

Lex Caecilia Didia — под этим названием существовали два закона, но только один из них важен для событий, описываемых в этой книге. Принятый консулами в 98 г. до н. э., этот закон постановлял, что между первым contio (обсуждением закона) и его утверждением с помощью голосования на народном собрании должно пройти три рыночных дня. Существуют различные мнения по поводу того, какой это составляет период — 24 дня или 17 дней.

Lex Domitia de sacerdotiis — закон, проведенный в 104 г. до н. э. Гнеем Домицием Агенобарбом, который исполнял в это время обязанности народного (плебейского) трибуна. Согласно этому закону, будущие члены коллегий жрецов и авгуров стали избираться на специальном собрании триб, состоявшем из семнадцати членов.

Lex frumentaria — общее название законов о зерне. Было много таких законов, начиная с Гая Гракха. Все законы о зерне относились к запасам государственного зерна, то есть купленного государством и распределяемого эдилами. Большинство таких законов было направлено на удешевление зерна, но некоторые законы отменяли низкие цены на зерно.

Lex Genucia — проведенный в 342 г. до н. э. плебейским трибуном Луцием Генуцием закон устанавливал, что должно пройти десять лет между повторным занятием одной должности одним человеком. Были еще два других закона Генуция, о которых в этой книге не упомянуто.

Lex Minicia de liberie — закон Миниция о свободнорожденных детях, принятый примерно в 91 г. до н. э., гласил, что дети от брака римлянина и неримлянина, независимо от того, кто из родителей был римлянином, должны иметь статус неримлянина.

Lex Plautia Papiria — закон, принятый в 89 г. до н. э. как добавочная мера, поддерживающая закон Луция Цезаря, дающий римское гражданство италийским союзникам, не принимавшим прямого участия в Италийской войне. Lex Plautia Papiria гласил, что житель Италии, не поднимавший оружия против Рима, может получить полное римское гражданство, если в течение 60 дней после принятия закона обратится к римскому претору.

Lex rogata — закон, обнародованный в собрании при достигнутом согласии между председательствующим магистратом и членами собрания. Другими словами, закон не был представлен в собрание в окончательно сформулированном виде, а формулировался непосредственно в ходе заседания.

Lex sumptuaria — любой закон, регулирующий расходы, то есть покупку и потребление предметов роскоши. Такие законы были популярны среди магистратов, считавших предосудительной любовь к роскоши, но редко применялись на практике. Самые распространенные статьи закона ограничивали потребление специй, перца, парфюмерии, фимиамов, импортных вин и настоящего туринского пурпура. Закон Суллы даже устанавливал, сколько семья могла потратить на похороны или на банкет.

Lex Villia annalis — проведен в 180 г. до н. э. плебейским трибуном Луцием Виллием. В этом законе определялся возраст, начиная с которого человек мог быть избран на должность курульного магистрата (30 лет — претор, 42 года — консул), и срок, который должен пройти между временем пребывания на посту претора и консульством, между двумя сроками на посту консула для одного лица и т. д.

Liber Pater — первоначальный италийский бог плодородия, который регулировал сперму мужчин и прорастание злаков. Он отождествлялся с вином и хорошими временами, с Бахусом и с Дионисом. Но к нему следовало относиться серьезно. Италийские союзники, когда воевали с Римом, заимствовали его как своего бога-покровителя.

  458  
×
×