131  

После ферментации вино разливали в амфоры или кожаные мехи. Но и это вино еще нуждалось в доработке, оно многократно процеживалось через сита и холсты, а затем плотно закупоривалось расплавленным воском в амфорах и помечалось годом выработки и именем изготовителя.

Большинство сортов вин можно было пить уже через четыре года, но некоторые "доводились до ума" 20 и более лет, чтобы пить их в наиболее подходящий момент. Знатоков вин было много. Один из них – Квинт Гортензий Гортал – умер в 50 г. до н. э. и оставил неизвестному 10000 амфор вина /амфора – 25 литров/! Древние не пили вино, как мы, неразбавленным – его разбавляли водой.

Римлянки эпохи Гая Мария пили немного; в период ранней Республики, женщина, замеченная главой семьи в пьянстве, тут же была бы высечена. Однако, несмотря на презрение к пьяницам, алкоголизм был одной из проблем древнего Рима.

Висургис – древнее название реки Везер, Германия.

Военный трибун – чин из среднего офицерского состава в командовании римской армии классифицировался как военный трибун.

Военный человек – человек, вся карьера которого вращалась вокруг армии и который продолжал служить как старший офицер после определенного обязательного числа кампаний. Большинство из них никогда не стремились к политической карьере, но, если хотели командовать армией, им необходимо было занять пост, по меньшей мере, претора. Гай Марий, Квинт Серторий, Тит Дидий и др. – были военными людьми; однако Гай Юлий Цезарь Диктатор, величайший военный гений того времени, не относился к этой категории.

Вольноотпущенник – освобожденный от рабства. Если хозяин такого раба был римским гражданином, то освобождение автоматически превращало раба в римского гражданина. Он принимал имя своего господина, добавляя к нему свое как когномен. Раб мог быть освобожден несколькими способами: выкупив себя на собственные сбережения; по особой воле господина в честь знаменательного события; после долгих лет службы; просто по желанию хозяина. Хотя формально раб становился по статусу равен своему господину, на деле оставался клиентом своего хозяина до особого распоряжения того. Он почти не имел возможности участвовать в выборах, хотя и входил по закону в одну из двух городских триб – Эсквилина или Субурана. Голос его ничего не стоил на собрании трибы; его экономическое положение не позволяло ему, как правило, входить в один из пяти высших классов, по этой причине на собраниях центурий он голосовать не мог. Однако, многие римские рабы считали римское гражданство весьма желанным не столько для себя, сколько для потомков. Вольноотпущенник должен был носить весь остаток своей жизни конусообразный головной убор – т. н. "шляпу свободы". Вольки тектосаги – кельтская конфедерация племен, занимавших Средиземноморскую Галлию за рекой Роданус и расселившихся до Нарбо и Толосы.

Вольски – одно из древнейших племен, обитавших на территории Центральной Италии. Занимали восточную Латинию, группируясь у поселений Соры, Атины, Циркеи, Таррасины и Арпинума. Их союзниками считались эквы. К концу 4 в. до н. э. вольски настолько вошли в римскую систему, что все культурные и социальные отличия пропали. Они не говорили на латыни, а использовали свой язык, близкий к умбрийскому.

Всадники – это сословие зародилось, когда правители Рима стали зачислять в свою армию верхушку римских горожан в особые конные части. В те времена породистые лошади были очень редки и дороги в Италии. К эпохе ранней Республики в Риме насчитывалось всего 1800 людей, которых можно было бы назвать всадниками, разбитых на восемнадцать центурий. По мере развития Республики увеличивалось и число всадников, однако все они покупали лошадей сами и содержали за свой счет. Ко 2 в. до н. э. Рим уже не мог обеспечивать содержание собственной конницы; всадники стали одним из сословий, имевших мало общего с собственно военными делами. В то время, как первоначальные восемнадцать центурий с «общественными» лошадьми сохранили прежнюю численность, остальные центурии /около 71/ замкнулись в своем кругу, который получил статус первого класса. До 123 г. до н. э. сенаторы еще оставались частью сословия всадников; лишь Гай Гракх отделил это сословие в количестве трехсот человек. Однако их сыновья и мужчины рода, не входящие в состав Сената, тоже определялись как всадники.

Чтобы войти в сословие всадников в цензусе /специальный трибунал на римском Форуме/, имущество человека должно оцениваться суммой не менее 400000 сестерциев. Это не всегда соблюдалось, но некоторые цензоры упорно добивались проведения парадов 1800 всадников с «публичными» лошадьми для того, чтобы удостовериться, что они поддерживают себя и своих коней в надлежащей форме. Такие парады проводились, вероятно, в иды июля. Цензоры сидели, величественно выпрямившись, на верхних ступенях храма Кастора и Поллукса на римском Форуме, а содержатели лошадей проводили своих питомцев перед ними.

  131  
×
×