158  

Вскоре пришли новости из Рима – его двоюродный брат, Тиберий Гракх, нарушил все традиции. Сципион Эмилиан встал на сторону врагов и Гракха и поддержал друга своего двоюродного брата – Сципиона Назику. Хотя Тиберий Гракх уже погиб, когда Сципион Эмилиан вернулся в Рим /132 г. до н. э./, он тоже в ответе за судьбу трибуна. В 129 г. до н. э. он внезапно, без всяких видимых причин, скончался, что наводит на мысль о том, что он был убит. Подозрения падают на Семпронию, сестру Гракхов, которая ненавидела мужа.

Сципион Эмилиан был очень любопытной фигурой. Интеллектуал, любящий и ценящий греческих мыслителей, он стоял в центре группы людей, которых всячески поддерживал и опекал /Полибий, Панетий, латинский драматург Теренций и др./. Как друг он был идеалом друга, как враг – самым страшным врагом, жестоким, хладнокровным, грубым. Гениальный организатор, он мог грубо ошибаться – например, войти в число противников Тиберия Гракха. Несмотря на образованность и великолепный вкус, он, в то же время, оставался морально косным.

Т

Таблинум – термин для обозначения комнаты, служившей личным владением главы семьи. Довольно часто она представляла из себя спальню или маленькую кубикулу, использовавшуюся как гардеробная или кладовка; автор называет ее "кабинет".

Тавразия – современный Турин.

Тавриски – кельтская конфедерация племен, обитающих в Норикуме, горной области, соответствующей современному восточному Тиролю и югославским Альпам.

Талант – единица веса, обозначающая груз, который человек мог нести на себе. В талантах подсчитывались крупные суммы денег или драгоценные металлы. В современной системе веса талант составляет 25 кг. Это одна из стандартных мер, называемая "четверть".

Танаис – древнее название реки Дон.

Тапробан – современная Шри Ланка. Древние полагали, что она имеет форму груши и лежит у юго-восточной оконечности Индии. Оттуда привозились специи и океанский жемчуг.

Тарентум – совр. Торенто. Основан греческими колонистами из Спарты примерно в 7 в. до н. э. Первоначально это был конечный пункт виа Аппия, но после потерял свое значение, поскольку дорога пошла дальше к Брундизиуму, хотя Тарентум всегда пользовался успехом у путешественников в Патрей и южную Грецию.

Тарпейская скала – местонахождение до сих пор не определено, но достоверно известно, что эту скалу можно было разглядеть с Форума, то есть предположительно она находилась на вершине Капитолийского холма. Поскольку высота была не больше 80 футов, сама скала, скорее всего, стояла на обнажениях геологических пород. Считалась традиционным местом казни предателей и убийц.

Тарквиний Приск /Тарквиний Старый/ – пятый царь Рима. Скорее всего, грек, живший в Цере, он эмигрировал в Рим. Считается, что он обозначил Форум, построил многие каналы, начал строительство храма Юпитера Величайшего и Большой цирк. Он был убит двумя сыновьями Анка Марция, стремясь захватить его трон, но жена Приска расстроила их планы, хотя и не смогла предотвратить убийство, и сохранила трон для шестого царя, Сервия Туллия.

Тарквиний Гордый – седьмой и последний царь Рима. Закончил строительство храма Юпитера Величайшего, но имел репутацию скорее воителя, чем строителя. История его восшествия на трон была связана с убийством и женщиной /дочерью царя Сервия Туллия, Туллией/. В конце его царствования восставшие патриции, ведомые Луцием Юнием Брутом, заставили его бежать из Рима, что привело к установлению Республики. Тарквиний организовал сопротивление.

Таррацина – современная Террагина, Италия.

Тарс – наиболее значительный город в Сицилии, юго-восточная Анатолия.

Тартар – часть подземного царства, в которой поселяются души великих грешников, терпящих наказание за свои грехи. Сизиф, например, постоянно катит камень на вершину горы, Тантал страдает от недосягаемости еды и питья и т. д. Однако, все они, по той или иной причине, являются бессмертными, то есть не могут быть наказаны обычной карой – смертью. Несмотря на глубокомысленные рассуждения Пифагора, Платона, Аристотеля, греки и римляне не имели законченной концепции о бессмертной душе. Смерть означала угасание жизненной силы; все умершие становились тенями.

Театр – в республиканском Риме постоянно действующие театры были запрещены. Поэтому их строили заново из дерева перед каждым представлением. В период ранней Республики театры сильно деградировали, потеряли свой престиж и едва-едва поддерживали свое существование, вплоть до появления Помпея. Женщинам было запрещено сидеть рядом с мужчинами. Однако, под влиянием и давлением публики /в основном, низших слоев, предпочитавших фарсы и мимы/ магистраты были вынуждены устраивать театральные представления. Публика протестовала и против временного характера театров. Деревянные конструкции представляли собой амфитеатры и сцены с кулисами, скрывавшими актеров, готовящихся выйти на сцену. Сцена была такой же высоты, как верхний ряд зрительских мест /аудиториума/. После выступления театр демонтировался, части его продавались с аукциона, а деньги хранились в специальном фонде для постройки в будущем нового здания театра /как и многие древние города, Рим не имел помещений для хранения больших конструкций, из каких строилось театральное здание, вмещавшее в себя до десяти тысяч человек/.

  158  
×
×