27  

Семантика несовместимых понятий, тяготеющих друг к другу, согласно закону притяжения тел с отрицательными и положительными полюсами, стала истоком образности поэзии имажинистов. Образ — квинтэссенция поэтической мысли. Соитие чистого и нечистого — основной способ его зарождения. Иллюстрация из молодого Мариенгофа:

  • Даже грязными, как торговок Подолы,
  • Люди, люблю вас.
  • Что нам, мучительно-нездоровым,
  • Теперь,
  • Чистота глаз
  • Савонароллы,
  • Изжога
  • Благочестия
  • И лести,
  • Давида псалмы,
  • Когда от бога
  • Отрезаны мы,
  • Как купоны от серии.

Время как никогда благоприятствовало любым попыткам вывернуть мир наизнанку, обрушить здравый смысл и сами понятия нравственности и добра.

И вот уже двадцатитрехлетний золотоголовый юноша Есенин бесстрашно выкрикивает на улицах революционных городов:

  • Тело, Христово тело
  • Выплевываю изо рта.

Юноша вызывал недовольство толпы, но одобрение матросов: «Читай, товарищ, читай». Товарищ не подводил:

  • Плачь и рыдай, Московия!
  • Новый пришел Индикоплов.
  • Все молитвы в твоем часослове я
  • Проклюю моим клювом слов.
  • Нынче ж бури воловьим голосом
  • Я кричу, сняв с Христа штаны:
  • Мойте руки свои и волосы
  • Из лоханки второй луны.

Другой юноша, Мариенгоф, снятыми штанами не удовлетворился. Фантазия его в 18-м году была куда изощреннее:

  • Твердь, твердь за вихры зыбим,
  • Святость хлещем свистящей нагайкой
  • И хилое тело Христа на дыбе
  • Вздыбливаем в Чрезвычайке.

Поэты в ту пору еще не были знакомы, но ко времени начала имажинизма без труда опознали друг друга по дурной наглости голосов.

В первые послереволюционные годы Мариенгоф и Есенин буянят, кричат, зазывают:

  • Затопим боярьей кровью
  • Погреба с добром и подвалы,
  • Ушкуйничать поплывем на низовья
  • Волги и к гребням Урала.
  • Я и сам из темного люда,
  • Аль не сажень косая — плечи?
  • Я зову колокольным гудом
  • За собой тебя, древнее вече.

(Анатолий Мариенгоф)

  • Тысячи лет те же звезды славятся,
  • Тем же медом струится плоть,
  • Не молиться тебе, а лаяться
  • Научил ты меня, господь.
  • За седины твои кудрявые,
  • За копейки с златых осин
  • Я кричу тебе: «К черту старое!»
  • Непокорный, разбойный сын.

(Сергей Есенин)

Ленивым глазом видно, что в устах Есенина «Сарынь на кичку» звучит естественнее. Определяет это не только органичное народное начало Есенина, но и то, что «немца» Мариенгофа любое вече разорвало бы на части. Если б он сумел его созвать, конечно. Звучит забавно, не правда ли: «Люди русские! Вече народное! Тебя Мариенгоф созывает!»

При явном созвучии голосов Есенина и Мариенгофа основным их отличием в первые послереволюционные годы явился взгляд Мариенгофа на революцию как на Вселенскую Мясорубку, великолепную своим кровавым разливом и развратом. И если совсем недавно он писал проникновенное:

  • Пятнышко, как от раздавленной клюквы.
  • Тише. Не хлопайте дверью.
  • Человек… Простенькие четыре буквы: — умер.

то спустя всего несколько месяцев Мариенгоф словно шепчет в забытьи:

  • Кровь, кровь, кровь в миру хлещет,
  • Как вода в бане
  • Из перевернутой разом лоханки.
  • Кровью плюем зазорно
  • Богу в юродивый взор…
  • …А улицы пахнут цветочным мылом
  • И кровью, липнущей к каблукам.
  • Тут и тут кровавые сгустки,
  • Площади, как платки туберкулезного…

И проч., и проч.

Среди имажинистов Мариенгофа так и прозвали — Мясорубка.

В неуемной жесткости Мариенгоф находит точки соприкосновения с Маяковским, который в те же дни собирался запустить горящего отца в улицы для иллюминаций. В тон Маяковскому голос Мариенгофа:

  • Я не оплачу слезою полынной
  • Пулями зацелованного отца.

«Больной мальчик», — сказал Ленин, почитав стихи Мариенгофа, между прочим, одного из самых издаваемых и популярных в России поэтов тех лет.

  27  
×
×