25  
  • Ну что ж, прощай, Мидия,
  • будь счастлива…

МИДИЯ:

  • Все кажется мне — что-то
  • забыла я… Скажи — ты пошутил
  • насчет столов вертящихся?

МОРН:

  • Не помню…
  • не помню… все равно… Прощай. Иди.
  • Он ждет тебя. Не плачь.

Оба выходят на террасу.


МИДИЯ:

  • Прости меня…
  • Любили мы — и все ушло куда-то…
  • Любили мы — и вот любовь замерзла,
  • и вот лежит, одно крыло раскинув,
  • поднявши лапки, — мертвый воробей
  • на гравии сыром… А мы любили…
  • летали мы…

МОРН:

  • Смотри, выходит солнце…
  • Не оступись — тут скользко, осторожно…
  • Прощай… прощай… ты помни… помни только
  • блеск на стволе, дождь, солнце… только это…

Пауза.

Морн на террасе один. Видно, как он медленно поворачивает лицо

слева направо, следя за уезжающей. Затем возвращается в гостиную.


МОРН:

  • Так. Кончено…

(Вытирает платком голову.)

  • На волосах остался
  • летучий дождь…

(Пауза.)

  • Я полюбил ее
  • в тот самый миг, когда у поворота
  • мелькнули шляпа, мокрое крыло
  • коляски, — и в аллее кипарисной
  • исчезли… Я теперь один. Конец.
  • Так, обманув свою судьбину, бесу
  • корону бросив на потеху, другу
  • возлюбленную уступив…

(Пауза.)

  • Как тихо
  • она по ступеням сходила, ставя
  • вперед все ту же ногу, — как дитя…
  • Стой, сердце! Жаркий, жаркий клекот, гул
  • встает, растет в груди… Нет! Нет! Есть способ:
  • глядеться в зеркало, чтоб удержать
  • рыданье, превращающее в жабу
  • лицо… А! Не могу… В пустынном доме
  • и с глазу на глаз с ангелом холодным
  • моей бессонной совести… как жить?
  • что делать? Боже мой…

(Плачет.)

  • Так… так… мне легче.
  • То плакал Морн; король совсем спокоен.
  • Мне легче… Эти слезы унесли
  • соринку из-под века — точку боли.
  • Я Гануса, пожалуй, не дождусь…
  • Душа растет, душа мужает, — к смерти,
  • что к празднику, готовится… Но втайне
  • пускай идут приготовленья. Скоро
  • настанет день — я Гануса, пожалуй,
  • и не дождусь, — настанет, и легко
  • убью себя. А мыслью напряженной
  • не вызвать смерти; смерть сама придет,
  • и я нажму курок почти случайно…
  • Да, легче мне, — быть может, это — солнце,
  • блестящее сквозь дождь косой… иль нежность —
  • сестра меньшая смерти — та, немая,
  • сияющая нежность, что встает,
  • когда навеки женщина уходит…
  • А эти ящики она забыла
  • задвинуть…

(Ходит, прибирает.)

  • …Книги повалились на бок,
  • как мысли, если вытянет печаль
  • и унесет одну из них; о Боге…
  • Рояль открыт на баркароле: звуки
  • нарядные она любила… Столик,
  • что скошенный лужок: тут был портрет
  • ее родных, еще кого-то, карты,
  • какая-то шкатулка… Все взяла…
  • И — словно в песне — мне остались только
  • вот эти розы{20}: ржавчиною нежной
  • чуть тронуты их мятые края,
  • и в длинной вазе прелью, смертью пахнет
  • вода, как под старинными мостами.
  • Меня волнует, розы, ваша гниль
  • медовая… Воды вам надо свежей.

Уходит в дверь направо.

Сцена некоторое время пуста. Затем — быстрый, бледный, в лохмотьях — с террасы входит Ганус.


ГАНУС:

  • Морн… Морн… где Морн?.. Тропою каменистой,
  • между кустов… Какой-то сад… и вот —
  • я у него в гостиной… Это сон,
  • но до того как я проснусь… Здесь тихо…
  • Неужто он ушел? На что решиться?
  • Ждать? Боже, Боже, Боже, ты позволь мне
  • с ним встретиться наедине!.. Прицелюсь
  • и выстрелю… И кончено!.. Кто это?..
  • Ах, только отраженье оборванца…
  • Я зеркалов боюсь… Что делать дальше?
  • Рука дрожит, напрасно я вина
  • там выпил, в той таверне, под горою…
  • И шум в ушах… А может быть? Да, точно!
  • Шуршат шаги… Теперь скорей… Куда бы…

И прячется слева за угол шкафа, выхватив пистолет. Возвращается Морн. Возится с цветами у стола, спиной к Ганусу. Ганус, подавшись вперед, дрожащей рукой целится.


  25  
×
×