95  

В одном из приказов Гиммлер расписал с педантичностью школьного учителя порядок дуэли «нового старого» типа. Получив оскорбление, эсэсовец должен был «предпринять в течение 24 часов шаги для выяснения вопроса или получения удовлетворения, не считая выходных дней и праздников». Если удовлетворение получено не было, он обязан заявить своему противнику, что «сообщит тому через посредника о своем решении». Секундант по возможности «должен был иметь чин не ниже чина оскорбителя и предстать перед ним в служебной форме одежды для решения условий дуэли и выбора оружия. Письменные извещения применимы только в исключительных случаях и должны отправляться заказным письмом».

В понятие соблюдения чести, по мнению Гиммлера, входило и самоубийство, которое было разрешено им официально. Характерный пример: дело оберштурмфюрера СС Иоханнеса Букхольда, приговоренного к смертной казни за убийство подчиненного.

22 июня 1943 года его непосредственный начальник хауптштурмфюрер СС Блейль доложил: «Я напомнил Букхольду о действующем распоряжении рейхсфюрера СС и оставил ему в камере пистолет, заряженный одним патроном и снятый с предохранителя, с тем чтобы он в течение 6 часов мог воспользоваться предоставляющейся ему возможностью самому искупить свой поступок».

«Милость» рейхсфюрера СС оберштурмфюрер закрепил в письменной форме, написав на листе бумаги: «Подтверждаю правильность судебного разбирательства и вынесенный приговор. Букхольд, оберштурмфюрер СС».

После этого Гиммлер распорядился: «Труп передать родственникам для захоронения. Букхольд смертью искупил свою вину. Родственникам оказать необходимую помощь, как если бы он пал на поле брани».

Увлечение Гиммлера метафизикой находило отражение в том, что он использовал любую возможность «вступить в контакт» со священными мертвецами, считая, что обладает способностью заклинать духов и беседовать с ними. Чаще всего к нему являлся дух короля Генриха, который «давал ценные советы». Зачастую Гиммлер даже начинал свой разговор со слов: «А король Генрих поступил бы в таком случае следующим образом».

Этот оккультизм в сочетании с псевдонаучными историческими изысканиями должен был придать эсэсовскому ордену чувство избранности и обосновать «историческую предопределенность» принадлежности эсэсовцев к последнему звену в длинной цепи германской элиты. В «Памятке СС» говорилось: «Охранные отряды действуют в соответствии с неподдающимися изменениям законами, как национал-социалистский орден нордических людей и как принесшее присягу сообщество их родов». К этому определению Гиммлер добавил в одной из своих речей: «Мы должны быть не только внуками, но и предками будущих поколений, отвечающими за вечную жизнь германского народа».

Культ предков и германизма был, по всей видимости, необходим Гиммлеру для придания СС идеологического единства, которого у организации не было. Но даже орденская мистика не могла затушевать то обстоятельство, что СС не обладали собственной концептуальной доктриной.

В мировоззренческом плане СС оперировали теми же посылками, что и другие национал-социалистские формации: раболепством перед Гитлером, гипертрофированным национализмом и расовым мифом. Однако цинизм большинства членов СС не позволял им всерьез относиться к идеологии собственного шефа. Просветительные мероприятия, организуемые по приказу рейхсфюрера, были наименее посещаемыми. Даже офицерский состав предпочитал им пивные застолья, что отмечал группенфюрер СС Цех. А штандартенфюрер СС доктор Цезар, начальник отдела обучения и воспитания, жаловался в январе 1939 года, что занятия по расово-политическим проблемам проходят с трудом: «Люди уже устали от этой тематики, так что приходится переходить к вопросам национал-социалистского мировоззрения, но даже и этот метод себя не оправдывает».

И все же Гиммлер рассчитывал, что со временем, когда сменятся поколения, в СС наконец придет молодежь, которая будет воспитана в духе благоговения перед строителями Третьего рейха – в глазах этой молодежи он и Гитлер предстанут божествами, сотворившими мир из хаоса. В этой ситуации роль СС менялась – из телохранителей вождя и элиты партии эсэсовцы превращались в жрецов новой религии, которая должна была заменить христианство.

Религия Третьего рейха

Это очень важный момент. Потому я отдельно обращаю на него ваше внимание.

  95  
×
×