71  

Всего в той катастрофе погибли 92 человека. Более 50 человек получили ранения и ожоги. Конструктор Михаил Янгель уцелел благодаря случайности – отошел перекурить как раз перед взрывом…

Все вышеперечисленные аварии не имели прямого отношения к программе «Восток», но они косвенно повлияли на нее. Траурные мероприятия, расследование причин катастрофы и ликвидация ее последствий заняли значительное время. Лишь в начале декабря команда Королева смогла приступить к запускам космических кораблей.

Возобновление испытаний обернулось новыми проблемами: 1 декабря 1960 года ракета «Р-7А» («Восток-Л», № Л1-13) вывела на орбиту корабль «1К» № 5 («Третий космический корабль-спутник») с собаками Пчелкой и Мушкой на борту. Параметры орбиты выбирались баллистиками с таким расчетом, чтобы в случае отказа «ТДУ-1» корабль сошел с нее самостоятельно. Перигей составил 180 км, апогей – 249 км.

О том, что в корабле-спутнике находятся собаки, было объявлено открыто, поэтому весь мир с большим интересом следил за космическим путешествием дворняг. В суточном полете корабль вел себя нормально, но во время спуска был внезапно уничтожен системой аварийного подрыва объекта (АПО).

В ходе расследования причин гибели корабля выяснилось следующее: систему подрыва установили по требованию военных – она предназначалась для фоторазведчиков «Зенит» («2К») и была нужна, чтобы секретное оборудование и пленки с заснятыми объектами не попали в руки «потенциального противника». Если траектория спуска оказывалась слишком пологой – это определялось датчиком перегрузки – и возникала вероятность приземления на территорию другого государства, АПО срабатывал и уничтожал космический аппарат.

К этому печальному варианту корабль подтолкнула мелкая неисправность в тормозной двигательной установке. Дело в том, что время работы «ТДУ-1» – 44 секунды. Все это время она должна была строго ориентироваться в пространстве по вектору орбитальной скорости, иначе корабль просто закувыркался бы. Конструктор тормозной установки Алексей Михайлович Исаев нашел изящное решение – стабилизировать ее за счет газов, истекающих из газогенератора, подавая их в набор рулевых сопел, которые устанавливались вокруг главного сопла «ТДУ-1». Похоже, одно из рулевых сопел было повреждено. Из-за этого корабль сошел с расчетной траектории, после чего и сработал АПО.

Разумеется, детали происшествия были засекречены. В официальном сообщении ТАСС говорилось только, что «в связи со снижением по нерасчетной траектории корабль-спутник прекратил свое существование при входе в плотные слои атмосферы». Более расплывчатую формулировку трудно придумать. К тому же она вызывала вопросы. Что значит «нерасчетная траектория»? Почему она привела к гибели корабля? А что если пилотируемый корабль выйдет на «нерасчетную траекторию»? Он тоже погибнет?


Подготовка спускаемого аппарата корабля «1К» № 6 к транспортировке с места посадки


Запуск «1К» № 6 состоялся через три недели, 22 декабря 1960 года (ракета «Восток-Л», № Л1-13А). Пассажирами были собаки Жемчужная и Жулька[169], мыши, крысы и другая мелкая живность. Команда запуска двигателя блока «Е» прошла на 322-й секунде – с опозданием на три секунды. Этого короткого времени оказалось достаточно, чтобы корабль на орбиту не вышел. Отлично сработала новая система аварийного спасения. Спускаемый аппарат отделился от корабля и приземлился в 60 км от поселка Тура в районе реки Нижняя Тунгуска.

Все решили, что собаки погибли, но Сергей Павлович Королев верил в лучшее и настоял на организации поиска. Госкомиссия отправила в Якутию поисковую группу во главе с Арвидом Владимировичем Палло[170]. Этому ветерану ракетной техники предстояло в безлюдной Якутии при жутких морозах найти остатки космического корабля. В его группу входил специалист по обезвреживанию заряда АПО и, на всякий случай, представитель Института авиационной медицины. Местные власти и авиация с большой готовностью выполняли все требования Палло. Вскоре поисковые вертолеты обнаружили по указанной им трассе цветные парашюты. Спускаемый аппарат лежал невредимый.

При его осмотре обнаружили, что гермоплата кабель-мачты, соединяющей отсеки, не отделилась. Это нарушило логику в работе систем корабля, и АПО оказался блокирован. Кроме того, контейнер не катапультировался, а остался внутри защищенного теплоизоляцией спускаемого аппарата. Если бы он вышел, как положено, то собаки неизбежно погибли бы от холода, а так они были живы и вполне здоровы.


169

В источниках встречаются и другие варианты кличек собачьего экипажа: Альфа и Жулька, Комета и Шутка.

170

Палло, Арвид Владимирович (1912–2001) – советский инженер, специалист по двигателям летательных аппаратов. В 1927 году по направлению биржи труда работал чертежником на заводе имени И. И. Лепсе и одновременно начал обучение на вечерних спецкурсах общего машиностроения. В 1928 году работал техником-конструктором в Подлипках, на орудийном заводе № 8 им. М. И. Калинина. В 1931 году окончил вечерние курсы, получив профессию чертежника-конструктора, и продолжил образование в Московском механикомашиностроительном институте имени Н. Э. Баумана. В начале 1937 года пришел в РНИИ, где занимал сначала должность ведущего конструктора, а затем – начальника экспериментальной испытательной станции. Принимал участие в создании ракетоплана «РП-318-1» конструкции С.П. Королева; 28 февраля 1940 года под руководством А. В. Палло ракетоплан был испытан на аэродроме в Подлипках. В начале Великой Отечественной войны А. В. Палло выступал ведущим испытателем при отработке жидкостного ракетного двигателя «РД-1-А-1100 для истребителя «БИ-1» конструкции В. Ф. Болховитинова. Работы по созданию «БИ-1» положили начало практическому развитию реактивной авиации в СССР. В 1949–1957 годы А. В. Палло работал начальником стендовой установки лаборатории двигателей АН СССР, где под руководством академика Е. А. Чудакова проводилась отработка экспериментальных двигателей для военной авиации. В 1958 году переведен в ОКБ-1. Принимал участие в работе поисково-эвакуационного отряда (по программе пилотируемой космонавтики), в ходе которой ему довелось встречать на Земле вернувшихся из космических полетов Ю. А. Гагарина и Г. С. Титова. Позднее А. В. Палло работал над созданием долговременных орбитальных станций «Салют», а также – автоматических межпланетных станций серий «Луна-1», «Марс», «Венера».

  71  
×
×