12  

ВМС Индии подошли к приему и эксплуатации атомной лодки очень ответственно, создав для ее базирования уникальные условия содержания, которых у нас в стране не было никогда. Был построен специальный пирс с 60- тонным краном, на огромной охраняемой территории располагались подстанция, здание службы радиационной безопасности, облицованное мрамором, специальный крытый док- эллинг, мастерские со всем необходимым оборудованием. При стоянке в базе обеспечивалось регулярное докование, подача воды, воздуха, электроэнергии 380, 220, 127, 110, 24 вольт, что, несомненно, экономило моторесурс самого корабля.

Из трех лет эксплуатации в Индии "Чакра" принимала активное участие во всех крупных учениях флота, в смотре, проводимом Президентом республики в 1989 году в Бомбее, около года провела в автономных плаваниях, и только дважды возникали серьезные аварийные ситуации, связанные с износом водоотливных магистралей, не менявшихся со времени постройки. Вот что значит обеспеченная стоянка!

Все это время в самой Индии не затихали споры – нужна ли стране атомная подлодка, зарубежная печать также муссировала присутствие субмарины в "безъядерной" зоне Индийского океана, что резко меняло соотношение сил в регионе, но, несмотря на это, Индия не только просила о продлении аренды "Чакры", но и вела переговоры о получении второго корабля этого проекта (планировалось название "Читра"). Передача не состоялась, хотя было официально заявлено, что ракетного оружия на лодке нет, а "Чакра" служит лишь для тренировок индийских моряков, западные разведки зафиксировали ракетные стрельбы (все с прямым попаданием ракет). Политическое же руководство СССР видимо, посчитало, что лучше получить гуманитарную помощь от Запада, чем живые деньги от партнера из третьего мира. Сегодня.Индия, испытавшая ядерную бомбу, пока продолжает самостоятельно проектировать атомную подводную лодку, хотя уже очевидно, что проблемы и затраты настолько велики, что в ближайшее время появление такой субмарины под Индийским флагом маловероятно. Да что Индия, даже вторая ядерная держава мира – Россия уже с огромным трудом строит свой "Северодвинск", заложенный в 1993 году.


ПОЧЕМУ ИХ ЗОВУТ "ЧАРЛИ"?

Известно, что почти все наши подводные лодки носят буквенные обозначения флагов международного свода сигналов (А- Альфа, Б- Браво, В- Виктор и т.д.). Но отчего и почему идет такая классификация, до сих пор нигде внятно не рассказано. Любопытно, но в период гласности и наша пресса также сообщала об авариях на "подводных лодках типа Хотэл, Новембер, Чарли…" Последняя кличка как раз и относится к проекту 670. Есть версия, что такое обозначение пошло от тактики действий вьетконговцев (их звали "чарли"), которые под покровом ночи и джунглей наносили свои смертельные удары американским "джи-ай" и исчезали, словно растворяясь… Объяснение хорошее, многозначительное и зловещее, но тогда почему "Виски" (кочевала версия, что из-за того, якобы, что наши подводники на обед выпивают по полбутылки спиртного), почему "Гольф" и тому подобное? К счастью, военно- морской атташе США в России капитан 1 ранга Питер Галбрайт в 60-е годы служил в Главном штабе и, естественно, много знал.





Да, поначалу американцы пытались придерживаться строгой системы. Зная о том, что литеры советских подводных лодок времен войны достигли буквы "Щ" и, полагая, что остальная часть алфавита уже использована, нашим первым послевоенным субмаринам на Западе дали последние буквы, естественно, латинские – W и Z. Букву X придержали для обозначения экспериментальных вариантов, У решили обойти по той причине, что она обозначает "янки" (известно, что это прозвище американцев). Когда начали поступать сведения о подготовке к строительству в СССР атомных лодок, в 1 960 году их решили для удобства зашифровать следующим образом- N ("норд"- то есть северной постройки), Е ("ост"- то есть восточной постройки) и С ("центр" – то есть Горьковской постройки), переложив обозначение на флотский семафор (так наши моряки называют а – "аз", б- "буки" и т.д.). Таким образом, любая атомная лодка Горьковской постройки была бы названа "Чарли". Конечно же, никто в НАТО не предполагал, что количество типов лодок "зашкалит" за алфавит, поэтому система сломалась, а в дело пошли и "янки" (когда наша лодка повторила "Джорджа Вашингтона"), и другие буквы, некоторые даже дважды… Вот как рождался "Чарли" и другие клички наших субмарин.

  12  
×
×